|
Письма и их художественная роль (Пушкин А. С.)«Капитанская дочка» и «Евгений Онегин» — пожалуй, те произведения в творчестве Пушкина, при написании которых он в наибольшей степени показал себя как новатор, причем во многих отношениях, используя различные нетипичные для литературы того времени приемы. Необходимо отметить, что в то время в России продолжал набирать популярность развившийся в XVIII веке во Франции жанр «романа в письмах». Пушкин в своем творчестве прибегает к элементам эпистолярного жанра довольно часто, т. к. наиболее ярко и полно отразить чувства героев позволяют именно письма. В романе в стихах «Евгений Онегин» письмам героев отведена достаточно существенная композиционная роль. Они обособлены, выделены автором из основного текста романа — письма Татьяны и Онегина написаны не «онегинской строфой», как все остальное произведение, в них присутствуют различные виды рифм. Письмо Татьяны эмоционально и искренне. Здесь перед читателем раскрывается духовный облик героини, ее отношение к любви. В нем видны характерные черты девушки ее поколения и времени, воспитанной на сентиментальных французских романах. Но в то же время в нем отражается и очаровательная индивидуальность героини, т. к. в письме предельная откровенность неизменно удивительным образом сочетается с простотой. При этом по содержанию и форме оно является целостным и самодостаточным, его вполне можно рассматривать как отдельное произведение, т. е. вне контекста романа. Письмо Онегина напоминает послание Татьяны по интонации и силе чувства. Однако если в письме героини главным героем является её возлюбленный, то у Онегина главный герой вновь — он сам. Это письмо жалости к самому себе, в то время, как в послании Татьяны ясно видна готовность отдать себя на милость любимого человека. Также отчетливо подчеркнута привычность написания такого рода писем для героя — для него, познавшего «науку страсти нежной», подобный способ выражения своих чувств — сентиментальная мода. Так, письма в данном произведении являются важными структурно-композиционными компонентами сюжета, методом раскрытия характеров героев произведения и их особенностей. В повести «Капитанская дочка» автор намного чаще вводит элементы эпистолярного жанра. Стоит упомянуть, что вообще вся повесть представляет собой письмо, а точнее, по выражению автора, «записки» Петра Гринева. Послания героев здесь намного более многочисленны и разнообразны, чем в «Евгении Онегине». Завязкой повести становится письмо отца Петра Гринева своему старому товарищу — генералу, к которому едет служить Петруша, где он просит того быть построже с его сыном. С этого и начинаются все события повести. Записка Зурина, где он просит Петра отправить ему проигранные последним деньги, служит своеобразной предпосылкой раскрытия характера Гринева, она заставляет его перейти к самостоятельным действиям. Далее его характер раскрывается и в письмах ему его отца, где тот выражает свой гнев на желание сына жениться и на состоявшуюся дуэль между ним и Швабриным. Далее читатель встречается с письмом генерала капитану Миронову, в котором тот предупреждает о наступлении Пугачева. Оно подобно исторической записке на стилистическом и лексическом уровнях, но при этом построено как целостное произведение. Письмо состоит из экспозиции, где вводится образ Пугачёва, динамичной характеристики его действий, изобилующей глаголами, и вывода — приказа отразить наступление «злодея». Ещё одно письмо в произведении имеет исторический контекст — это воззвание Пугачева. Эти два письма противопоставляются Пушкиным лексически и интонационно и служат для характеристики обоим сторонам. Кульминацией психологического и личного конфликтов становится письмо отчаявшейся Маши Гринёву. Также оно имеет значение для характеристики героини и раскрытия черт характера других героев: самоотверженности Гринёва, низости Швабрина, великодушия Пугачёва. Спасенная Маша отправляется к родителям Гринёва. Размеренный ход сюжета меняет секретная бумага об аресте Гринёва, пришедшая Зурину. А развязкой произведения становится письмо Маши Екатерине II, посредством которого с Петра оказываются сняты обвинения. Так, абсолютно все письма и послания героев на протяжении сюжета повести служат не только для развития сюжета и построения композиции, но и для дополнительной характеристики героев. Кроме того, стиль и лексика, используемые в письмах, позволяют представить исторический контекст и создают атмосферу произведения. Таким образом, как в романе, так и в повести, письма героев являются не только способом раскрытия их чувств, но и важными элементами сюжета, продвигающими и развивающими его. Речь каждого персонажа индивидуализирована, и потому их послания способствуют пониманию как их самих, так и контекста эпохи, а также более ярком у и точному представлению их образов. Обновлено: Опубликовал(а): Chameleonette Shadows Внимание! Спасибо за внимание.
|
|