|
Проблема теории индивидуализма Раскольникова по роману Преступление и наказание (Достоевский Ф. М.)Роман Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" — одно из самых сложных произведений не только русской, но и мировой литературы. Он вырос на основе глубоких и печальных раздумий писателя над важнейшими проблемами той эпохи, поэтому "неопытному" читателю тяжело понять весь заключённый в нём посыл. В романе обличены пороки общества и человеческой души: социальное неравенство, нищета, пьянство, капитализм, эгоизм и гордыня. На основе этих явлений и выросла теория индивидуализма Родиона Раскольникова — человек ставит себя выше других, рассчитывает только на свои силы и часто преследует эгоистичные цели, полагая, что он один знает, как должно быть устроено, и один может его изменить. В основе этой теории лежит "идея Наполеона", которая разделяет всех людей на "тварей дрожащих" и "властелинов, которые от рождения призваны руководить большинством, стоять вне закона и имеющие право, как Наполеон, во имя поставленной цели преступать через него, нарушать Божий закон". Раскольников сравнивает себя с Наполеоном, считает избранным человеком, способным изменить нравственные законы, влиять на человеческие судьбы единолично, опираясь лишь на собственную силу воли, влияние и исключительность. В доказательство этому он решает проверить: "тварь ли я дрожащая или право имею?" — убить старушку-процентщицу.
Однако, содеянное не принесло ему ни душевного спокойствия, ни чувства благоденствия. В момент преступления произошло нравственное падение Раскольникова, разрушение его личности и человеческой сущности. автор отмечает, что оно совершалось в состоянии "наваждения", "затмения рассудка и упадка воли", страха, что сам Родион испытывал отвращение к тому, что делал, и понимал, хотя бы чуть-чуть, всю безнравственность, греховность и антигуманность своего поступка. Им двигало стойкое убеждение в правильности своей теории, мнимая "безобразная мечта", которая и привела его к саморазрушению, самоотрицанию, извращению духовной сущности. После этого он начинает чувствовать опустошение внутри себя, становится мнительным, раздражительным и подозрительным, отторгается от людей; его одолевает невыносимые муки совести: "Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку! Тут таки разом и ухлопал себя, навеки...". Вместо того, чтобы помочь миру обездоленных и униженных, он внес в этот мир новое зло. Его теория терпит крах. Согласно ей, Раскольников должен был отвергнуть всех, кого любит, ненавидеть, подвергнуть себя одиночеству, но, оказывается, ему никак не обойтись без людей, не справится самому с душевными муками. Ему тяжко, и он сожалеет, но не о том, что сделал, а о том, что оказался обычным человеком, слабым и безвольным. Неспособный больше терпеть муки совести, он ищет искупления, освобождения у того, кому может доверять — Сони Мармеладовой. Именно благодаря ей происходит воскресение героя. Раскольников приходит к миропониманию, что счастье не может быть построено на преступлении. Ф. М. Достоевский показал несбыточность теории индивидуализма Раскольникова, её апокалипсизм: люди станут убивать друг друга, человечество уничтожит само себя. Писатель доказал, что человек по природе своей своей не способен идти против выше установленных моральных законов, нравственных и христианских ценностей, против Всевышнего, что он слаб и беспомощен, грешен и несовершенен, но при этом сложен и неисчерпаем. Показал, что всякие попытки сопротивления духовной природе повлекут за собой последствия, которые в конечном итоге приведут к истоку, к Богу. Обновлено: Опубликовал(а): Елизавета Скуридина Внимание! Спасибо за внимание.
|
|