|
Как в комедии воплощен авторский смех сквозь слезы? по комедии Ревизор (Гоголь Н. В.)Мало кому дано в полной мере понять: что движет окружающим миром, как выстраиваются причинно-следственные связи поступков человека, и от чего они зависят. Однако Николай Васильевич Гоголь – один из немногих, кому это удалось. Как человек, хорошо знакомый и со столичной, и с провинциальной жизнью России того времени, писатель знает и понимает свою страну. Его комедия «Ревизор» - яркая, хотя и беспощадно обличающая сатира на общество, тому подтверждение. Про это произведение без сомнения можно сказать: смех сквозь слезы. Николаю Васильевичу удивительным образом удалось в комедийном жанре обличить все, по его словам, пороки современного ему общества России. Так в чем же заключается гоголевский «смех сквозь слезы»? Что заставляет читателя дифференцировать эти эмоции относительно комедии? И почему они все же идут вместе? Сюжет комедии Гоголю подсказал Александр Сергеевич Пушкин, знавший примеры таких забавных ситуаций в реальной жизни. Таким образом, можно говорить, что произведение основано на реальных событиях. Тонущие в пороках чиновники и недалекие обыватели, чинопочитание, мошенничество и взяточничество – все это имело место в настоящих, реально существующих провинциальных городах России. Порядки, устои, среда, даже сам облик города N – все говорит о плачевном состоянии общества. Это ли не повод для слез? Образ самого «ревизора» Хлестакова свидетельствует о моральном разложении не только старшего поколения и провинциального общества, но и молодых людей, живших в столице. Смешным кажется уже то, что его могли принять за чиновника высшего ранга. Глуповатого Хлестакова по глупости приняли за ревизора, и авантюра, которую волей-неволей провернул Хлестаков, удалась совершенно случайно, ведь сам он едва ли смог бы выдумать нечто подобное. В основу комедии автор закладывает противопоставление того, что он видит и замечает в повседневности. И это не борьба «хорошего» и «плохого», это столкновение двух равноценно отрицательных сторон. Ситуация плачевная. Но все же сквозь слезы слышен смех. Как Гоголю удалось добиться такого единения противоположного? Ответ кроется в жанровом определении произведения – комедия. Сталкивая героев в разнообразных нелепых ситуациях, автор вызывает улыбки у читателей и ощущение, что все это настолько глупо и комично, что не может быть правдой. Главными, по моему мнению, сценами, показывающими сплетение комического и трагического в «Ревизоре», являются кульминационная и финальная сцены произведения. Когда губернатор похваляется перед всеми, что сам «ревизор» сделал предложение его дочери, приукрашивая факт мнимым обещанием будущего зятя устроить того на службу в Петербург, читатель видит всю сущность общества: зависть, заискивание и чинопочитание – все показано в одной, до смешного абсурдной и нелепой сцене. Следом за ней – разоблачающее письмо Хлестакова приятелю, перехваченное почтмейстером, насмешки чиновников и злость губернатора. Немая сцена, последовавшая за сообщением о приезде настоящего ревизора, выступает в качестве символа неминуемой расплаты за грешки чиновников. Таким образом, в комедии Николая Васильевича Гоголя удивительным образом ужились и слезы, и смех. Это произведение поныне заставляет многих из нас задуматься. Ведь порой мы так комичны в нашем лицемерии и корыстолюбии. Смешны до слез. Обновлено: Опубликовал(а): blablabla Внимание! Спасибо за внимание.
|
|