|
Базаров — Гамлет или Дон Кихот? по роману Отцы и дети (Тургенев И. С.)Одним из самых ярких образов русской классической литературы по праву считается Евгений Аркадьевич Базаров, главный герой романа «Отцы и дети» И. С. Тургенева. Его можно поставить в один ряд с Гамлетом, героем одноимённой пьесы У. Шекспира, и с Дон Кихотом, героем знаменитого романа М. де Сервантеса. Однако интересно было бы выяснить, к какому из этих двух типов Базаров ближе?
Характер Базарова обладает изрядной силой и выдержкой, и присущ именно такому человеку, кто способен «сам себя воспитать». В этом герой Тургенева более близок к герою Шекспира, который благодаря своей благородной твёрдости характера смог отомстить убийце своего отца. Дон Кихот же при всём великодушии и отваге имеет «иллюзию» твёрдого характера, потому что он до комичности наивен и безрассуден в следовании высоким идеалам.
Если положение Базарова и Гамлета в связи с их ролью в мире произведения может называться драматическим, то Дон Кихот непреднамеренно попадает в абсурдные ситуации и умирает, проклиная первоисточник его несчастий — рыцарские романы. Тем не менее все три персонажа в различной степени подвержены влиянию рока и неизбежности.
Во взаимоотношениях с объектом обожания и преклонения Базаров и Гамлет опять же стоят рядом. Это доказывается хотя бы аналогичными сценами в романе и пьесе — в обоих произведениях герой, оставшись наедине с героиней, ведёт себя необъяснимым образом, порывисто берёт её за руку, чем пугает возлюбленную. Дон Кихот в свою очередь, как истинный идальго, воспевает и превозносит свою даму сердца, которая ни разу не появляется на страницах романа.
Таким образом, из проанализированных идей можно сделать вывод, что образ Базарова, выведенный Тургеневым со всей серьёзностью, ближе к образу Гамлета, чем Дон Кихота. Стоит, однако, помнить, что вопрос о принадлежности героев к какому-то конкретному литературному типу остаётся спорным и решается сообразно усмотрению того, кто анализирует. Обновлено: Опубликовал(а): aaika Внимание! Спасибо за внимание.
|
|