Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Нонна Слепакова «Рисунок Александра Бенуа к «Медному всаднику» (Анализ стихотворения, стиха)

Название стихотворения Нонны Слепаковой «Рисунок Александра Бенуа к «Медному всаднику» может вводить читателя в некоторое заблуждения за счёт своей официальности. Кажется, что название — подпись к картине в выставочном зале, значит текст под ним — историческая справка. И действительно, стихотворение звучит как некая сопроводительная заметка, но направленная не на какую-то конкретную эпоху, а на российскую историю в целом.

«Рисунок Александра Бенуа к «Медному всаднику» не похож на типичный текст-экфрасис, хотя бы потому, что в самом стихотворении указания на иллюстрацию и, тем более, её описания, не встречается. Вместе с тем, пройти мимо исходного материала нельзя, так как и настроение рисунка, и текста, в целом, схожи. Рисунок Бенуа очень эмоциональный и динамичный, линии контура сильно изогнутые, а композиция выбрана такая, что на фигуру медного всадника — центр картины — устремлен взгляд каждого героя, что придаёт статуе грозный вид.

В стихотворении Нонны Слепаковой отношения между выбранными героями похожи — есть некая могущественная фигура «догоняющего» и несоразмерно маленький персонаж «убегающего», но ни один не выдвинут на первый план, наоборот, оба героя показаны в равной степени.

Много споров было насчёт того, на чьей стороне был Пушкин, когда писал «Медного всадника»: призывал ли он власть к милосердному отношению к слабым или хотел, чтобы люди сами могли и хотели отстаивать свои интересы. Такой же вопрос появляется и во время прочтения стихотворения Нонны Слепаковой. Всё встаёт на свои места после последней строфы, поэтому логичнее всего разбирать текст с конца.

Итак, в тексте есть два четко противопоставленных образа — всесильный властитель и бессильный безумец. Их антитеза выдерживается на протяжении всего стихотворения причем на разных уровнях. Лексика для изображения обоих образов используется максимально контрастная: «несчастный безумец» и «вякнул», «триумфатор надменный» и «тяжело раздувая бока». Поэтому каждый выглядит если не комично, то точно не вызывает симпатии. В конце «железным кольцом» соединяются два эти образа, становятся равнозначными, но при этом не теряют своей противопоставленности. И одна, и другая крайность не признаётся автором, манифестируется триумф золотой середины.

Важно заметить, что, если в повести А. С. Пушкина персонажи вполне конкретны, то в тексте Нонны Слепаковой и безумец, и триумфатор не являют собой что-то определенное, каждый из них предельно абстрактен. Несмотря на то, что автором используется сюжет «Медного всадника» («несчастный безумец/ что-то вякнул кумиру в сердцах»), в образах самих лирических субъектов не различимы ни Евгений, ни Пётр Первый, они максимально абстракты, что и подводит читателя к главной сути текста.

Во все времена в России была и негуманная, а порой даже жестокая, власть и множество людей не могли и не хотели противостоять бесчеловечности, отстаивать свои интересы, а, наоборот, смиренно принимали все тяготы жизни. Это и есть «общее лихо», проблема, которую нельзя решить с одной стороны, именно поэтому «бессилье — всесилию ровня». Социальная пассивность большинства населения противостоит жестокости и бесчеловечности властей, но по сути является такой же проблемой.

Читательское внимание невольно заостряется на рифмах, и именно в них автором выносятся ключевые образы текста: «в сердцах — страх»; «надменный — медный» (имеется в виду медный всадник — символ власти); «лихо — психа»; «ровня — ловля». Они тоже создают ощущение противоречивой и пограничной обстановки, когда и «бег» и «ловля» постыдны и в случившемся виновата каждая их сторон.

Много вопросов оставляет последняя строка стихотворения: «Хорошо хоть — ненастье и тьма». Её можно трактовать вполне буквально — за тьмой просто не видно всего происходящего, но это не отменяет факта существования. Лирический герой как будто примеряет на себя разные роли, сначала жестоко судит обе стороны как властитель, а потом словно пускает всё на самотек и отказывается видеть проблему как представитель народа.

Таким образом, стихотворение Нонны Слепаковой «Рисунок Александра Бенуа к «Медному всаднику»» можно считать не просто исторической заметкой, но камерными (речь лирического героя близка к разговорной) рассуждениями, эдаким кухонным разговором о жизни, который может содержать всего несколько реплик, а может затянуться до глубокой ночи, но всё равно оставит много поводов для раздумий.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.