|
Трагедия и бунт Родиона Раскольникова по роману Преступление и наказание (Достоевский Ф. М.)1866 год. Российская империя переживает последствия отмены крепостного права. Вместо перемен к лучшему общество сталкивается с новыми проблемами: появляются «новые» люди, чей идол — деньги. Перелом эпох порождает потерю нравственных идеалов, которая и отражена в романе Достоевского «Преступление и наказание». Главный герой романа Родион Раскольников — бывший студент, который убивает старушку-процентщицу. Один из мотивов преступления — деньги. Главный герой хочет финансово помочь своей семье. Кроме бедности на преступление главного героя толкает желание подтвердить свою теорию. Что же подтолкнуло Родиона Раскольникова на такой бесчеловечный эксперимент? Рассмотрим первый мотив — желание помочь семье. Дуня, сестра Раскольникова, собирается выйти замуж за нелюбимого ею, но делового и обеспеченного Лужина, чтобы помочь брату. Родион не хочет принимать такую жертву, поэтому не видит другого выхода кроме как пойти на преступление. Второй же мотив — желание подтвердить свою теорию. Идея, которая завладела разумом Раскольникова, делит людей на два «разряда»: «право имеющие» и «твари дрожащие». Первые — гении, личности, которые двигают прогресс, вторые же — материал, которым могут пользоваться «необыкновенные» люди для своих целей. Главный герой тайно хотел подтвердить свою принадлежность к великим людям. Убийство старушки было своеобразным испытанием — он должен «переступить» совесть, забыть о нравственном законе, чтобы иметь возможность в дальнейшем приносить обществу благо. Что же подтолкнуло Раскольникова на создание бесчеловечной теории? Для начала стоит взглянуть на окружение главного героя — пыльный и душный Петербург. Достоевский обращает особое внимание на описание города. Раскольников постоянно находится в дурманящей атмосфере столицы: «Дохнул он этого вонючего, пыльного, зараженного городом воздуха». Он в одном из самых бедных районов Петербурга, возле Сенной. Именно по этой площади проходит Раскольников перед убийством Алены Ивановны – и там же по совету Сони он кланяется на коленях народу перед признанием в конторе. Геометрия пространства также действует на психику героя — неестественные переулки, дворы и комнаты давят на сознание Раскольникова. Достоевский сравнивает жилище главного героя с «гробом», а, например, уродливая пятиугольная комната Сонечки Мармеладовой похожа на лезвие топора. Это город постепенно сводит людей с ума, в том числе и Родиона Раскольникова. Герой становится свидетелем ужасов Петербурга. Он знакомится с Мармеладовыми, живущими в крайней бедности. Семен Захарович, отец семейства – пьяница, он пропивает последние деньги, которые «по желтому билету» зарабатывает его дочь Сонечка. Катерина Ивановна, его жена, она больна чахоткой. Но и это не все беды Мармеладовых: вскоре после знакомства с главным героем Семен Захарович попадает под лошадь и умирает. Катерина Ивановна безутешна: у неё нет денег даже на похороны. В этот момент Раскольников, человек в глубине души добрый и сострадающий, отдает ей тридцать пять рублей, присланные матерью. Во время поминок женщина проявляет признаки сумасшествия: она выводит своих детей на улицу, заставляя их устраивать представление. Женщина падает и умирает из-за открывшегося кровотечения. Все эти события отражают образ Петербурга — это «город полусумасшедших». В нем героя окружают болезнь и смерть. Помогая Мармеладовым, оказавшимся на краю жизни, Раскольников показывает себя с неожиданной стороны – в глубине души он добрый, сострадающий человек. Это подтверждает один из его снов. В нем главный герой переносится в детство — во время прогулки с отцом маленький Родион видит, как пьяные люди из кабака забивают до смерти кобылу. Он в ужасе от происходящего: ребенок не понимает чем провинилась бедная «лошадка». Родион подбегает к умирающему животному, хватает его за морду и целует — эта сцена параллельна эпизоду смерти Катерины Ивановны, которая умирает со словами «уездили клячу». Раскольников, видя изнанку Петербурга, не хочет с нею смиряться: теория же дает ему право на вседозволенность ради спасения всех людей, страдания которых он наблюдает. Итак, Родион Раскольников — личность, он гордый и образованный человек, который стремится принести добро в мир. В Петербурге он постоянно видит несправедливость, страдания и смерть. Для главного героя невыносимо видит эту боль: он придумывает теорию, которая оправдывает ужасы, творящиеся вокруг. Эта идея позволяет Раскольникову совершить преступление ради общественного блага — и он убивает, но смерть старушки-процентщицы приносит лишь муки совести. Индивидуалистический бунт главного героя привел его к нравственной «смерти», потому что на общественное зло он отвечал личным. Раскольников не пытался изменить общество, принося в мир любовь, он не использовал свои знания, чтобы помочь окружающим — его бунт был эгоистичен и поэтому бесплоден и разрушителен для него самого. Обновлено: Опубликовал(а): булочка с корицей Внимание! Спасибо за внимание.
|
|