|
В чём своеобразие конфликта Чацкого с фамусовским обществом? По комедии Грибоедова «Горе от ума» (ЕГЭ по литературе)Комедия А. С. Грибоедова "Горе от ума" — уникальное для литературы начала XIX века произведение. " Горе от ума" было создано автором в период времени, когда писатели отдавали предпочтение классицизму. Однако Гончаров хотел показать жизнь дворянского общества такой, какой она являлась, поэтому задуманное им произведение не могло быть написано в исключительно одном направлении. В комедии, несомненно, есть элементы классицизма: говорящие фамилии, единство места и времени, но так же в ней есть и элементы других направлений, романтизма и реализма. Так, Чацкий — исключительная личность, характерная для такого метода, как романтизм. Реализм прослеживается в изображении персонажей комедии, которые, обладают индивидуальными характерами. Своеобразие комедии проявляется и в конфликте главного героя, Чацкого, с фамусовским обществом. Конфликт в "Горе от ума" отличается от конфликта характерного для классической комедии. В чем же заключается его необычность? Во-первых, в комедии происходит столкновение не положительных и отрицательных героев, а века нынешнего и века минувшего. Представителями века минувшего являются персонажи, принадлежащие фамусовскому обществу (Фамусов и его гости, Молчалин, Скалозуб и другие). Важно отметить, что понятие "век минувший" не означает, что его представители - персонажи почтенного возраста. "Век минувший" — это люди, обладающие устаревшими взглядами на жизнь, считающие, что богатство и праздность — то, к чему нужно стремиться. Представитель века нынешнего в комедии только один — Чацкий (не считая внесценических персонажей). Чацкий в одиночку противостоит фамусовскому обществу, то есть только один персонаж противостоит "злу". Эта черта тоже отличает "Горе от ума" от типической комедии, ведь обычно количество конфликтующих персонажей примерно одинаково. Во-вторых, своеобразно разрешается конфликт века нынешнего и века минувшего.Одинокий, отвергаемый обществом Чацкий с иронией говорит, что окружающие его люди живут по старым правилам: они лицемерят (Молчалин притворяется влюбленным в Софью, чтобы добиться успеха в карьере), ведут праздный образ жизни (Фамусов говорит слуге о своих обыденных и глупых делах на ближайшую неделю), унижаются ради богатства и уважения в обществе (Максим Петрович специально несколько раз падает, чтобы получить расположение власти). Главный герой пытается доказать Фамусову, Молчалину, что нужно начать жить по-новому: ценить искусство, учиться не для того, чтобы казаться умным в обществе, а для того, чтобы развиваться, становиться лучше для самого себя, служить, а не прислуживать, уважать культуру своей Родины, а не преклоняться перед иностранцами. Но Чацкому не удалось достучаться до окружающих, он никого не переубедил. "Зло" (то есть фамусовское общество) не наказано, как это должно быть в классической комедии. Чацкий уезжает из Москвы, словно бежит от осуждающей его толпы. Нельзя сказать уверенно, что Чацкий победил или проиграл в столкновении с фамусовским обществом. С одной стороны, он не изменил своего мнения и уехал из Москвы к своим друзьям-единомышленникам, с другой стороны, он никого не переубедил (Фамусов в конце комедии все так же волнуется о том, что про него скажут посторонние люди). Таким образом, конфликт остается неразрешенным, каждый остается при своем мнении. В-третьих, традиционный для комедии любовный конфликт, сопровождающий основной конфликт Чацкого с фамусовским обществом, так же разрешается нестандартно. В классической комедии герои-любовники, преодолев все препятствия на пути, воссоединяются. Однако Грибоедов заменяет счастливый конец более реалистичным: Софья прогоняет лживого Молчалина, а Чацкий, разочарованный в бывшей возлюбленный, уезжает от нее. Любовный конфликт разрешен, надежда не любовь между персонажами разрушена, ведь в обществе, где "блаженствуют молчалины" нет места светлым чувствам. Итак, "Горе от ума" — нетипичное, новаторское для XIX века произведение. Конфликт, разрешение которого было бы очевидным, если бы комедия была исключительно классической, уникален: впервые персонажи не делятся на добронравных и злонравных, представляя собой только положительные или только отрицательные черты общества, впервые "добро" не победило "зло", впервые герои-любовники не воссоединились в конце произведения. Обновлено: Опубликовал(а): Эля Съёмщикова Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|