|
Двойственность образа Саломеи (Уайльд Оскар)В конце ХIХ века Европу охватила эпоха декаданса. Деятели искусства искали новые формы и стили самовыражения, пытаясь сбросить оковы повседневности и строгой викторианской морали. Они отвергали мещанство, предрассудки, духовные идеалы и ценности, которые формировались столетиями. Их произведения были проникнуты унынием и пессимизмом, возрос интерес к темам смерти, демонизма и греховности. Пересматривалось даже отношение к религии. «Саломея» Оскара Уайльда стала вольной интерпретацией библейской истории об убийстве Иоанна Предтечи иудейским царем Иродом Антипой. Написанная в 1891 году трагедия вызвала бурный резонанс в обществе и долгое время находилась под запретом в Великобритании и других европейских странах. В центре пьесы находится Саломея — дочь Иродиады и падчерица Ирода Антипы. О её матери ходили дурные слухи, поскольку она сбежала от своего мужа, брата Антипы, к Ироду. Эту связь публично осуждал пророк Иоанн Креститель, или Иоканаан, за что Ирод подверг его тюремному заключению. Честолюбивая Иродиада затаила обиду на Иоканаана. Согласно евангелисту Марку, когда Ирод решил исполнить клятву Саломеи, она пошла к матери за советом. Иродиада потребовала дать ей голову пророка. В пьесе О. Уайльда этот момент описан иначе — Саломея сама потребовала убить Иоканаана, чтобы исполнить собственную прихоть. Желание быть ближе к чистой, незапятнанной и неподкупной душе Иоканнана довело Саломею до того, что она приказала лишить пророка жизни. Но руководствовалась ли влюбленная Саломея только похотью или желанием отомстить пророку за отказ? Она впервые испытала высокое чувство любви, которое превзошло даже страх смерти. Осознав, что близится конец её короткой жизни, Саломея воскликнула, что «тайна любви больше, чем тайна смерти» и что «лишь на любовь нужно смотреть». Она верила, что пророк бы полюбил её, но Иоканаан был неподкупен — нельзя забывать, что это Иоанн Предтеча, духовный брат Иисуса Христа. Его проклятья и упреки в адрес Саломеи только ожесточали девушку, а ее страсть и стремление получить желаемое разгорались с новой силой. В Саломее, рожденной от матери-кровосмесительницы, уже был заложен порок. Она использовала свою красоту, чтобы соблазнять и использовать мужчин для достижения собственных целей (вспомним, как Саломея искушала Нарработа, чтобы тот привел к ней пророка, или Ирода, который за один ее танец поклялся исполнить любую прихоть). До встречи с Иоканааном она лишь использовала мужчин, а высокое чувство — любовь — вряд ли было ей знакомо. Таким образом, Оскар Уайльд сумел заключить в характере Саломеи одновременно и привлекательность, и отвращение. Девушка полностью погружена во власть страстей, они руководят ею, когда Саломея целует уста мертвого пророка. Она жестока, капризна, но, с другой стороны, Саломея устремлена служить идеалам красоты, которую видит в любви и в жестокости, в наслаждении и даже в смерти. Двойственность образа юной принцессы символизирует меняющуюся эпоху, в которой жил О. Уайльд, а чувство тревоги и приближающейся катастрофы, которым проникнута пьеса, как будто предвосхищает печальные события наступавшего ХХ века. Обновлено: Опубликовал(а): Мария Юрьева Внимание! Спасибо за внимание. |
|