|
Вы здесь: Критика24.ру › Бунин И. А.
Анализ рассказа «Ворон» (Бунин И. А.)«Ворон» — рассказ Бунина, написанный в 1944 году, во время Второй мировой войны, в тяжёлое для мира время. Несмотря на то, что в нем описывается любовь между молодыми героями, он совсем не похож ни на одно из произведений сборника «Темные аллеи», он тяжелее, серьезнее. В рассказе повествуется о любовном треугольнике между отцом, сыном и юной девушкой. В этих отношениях нет ничего особенного, если они рассматриваются отдельно друг от друга, но в рамках одного сюжета они не кажутся банальными, а мастерство, с которым автор рисует психологические портреты таких непохожих друг на друга персонажей, вызывает восхищение.
События рассказа происходят в определенный исторический период, но это не играет важной сюжетной роли. Гораздо интереснее в этом плане субъективное время героя. Если обычно жизнь в отчем доме считается идиллическим временем, здесь всё с точностью до наоборот. Повествование начинается с ретроспекции, в которой мы узнаем воспоминания рассказчика-ребенка о его отце. В качестве проявления исторического времени читатель видит портрет Наполеона на Святой Елене. Мальчик еще слишком юн, чтобы воспринимать его как жестокого завоевателя, и изображение вызывает у него только детский беззлобный смех, его веселье выражается в уменьшительно-ласкательных суффиксах – «картинку», «брюшком», «сапожках». В противовес этому, образ отца, похожего на ворона, вызывает у ребенка только грусть. Тем не менее, это единственный раз, когда рассказчик зовет его «папа». События идут последовательно, но отношение рассказчика к ним видно по его восприятию времени. Рассказывая о своей возлюбленной, он описывает часы, даже минуты наедине с ней. Все остальное, например, отъезд в Ярославскую губернию и поступление в Петербург, происходит с интервалом в несколько месяцев. Экспозицией является описание отца. Автор использует длинные однородные ряды, которые создают ощущение массивности, значимости и даже некоторой диктатуры, на создание того же образа работает описание женщины, слова «крупной» и «рослую» добавляют ему неприятной тяжести. Весь высший свет представлен в негативном свете: показательна антитеза в словах «благотворительный» (вечер) и «дешевого» (шампанского), приторное цветовое несоответствие желтого шампанского и розово-белой пудры выражают искусственность этого мира. Однако сам отец героя не создает такого впечатления, он вполне естественен в своей мрачности, в его виде и поведении нет наигранности, и оттого, наверное, ситуация еще трагичнее. Рассказчик сравнивает его с вороном, и у него есть на это основания. В целом в культуре образ ворона связан с бедой, жестокостью и в то же время с мудростью. Все эти качества проявляет герой на протяжении рассказа: он жесток с сыном, деспотичен, когда лишает героиню права свободно любить, и в мудрости отказать ему тоже нельзя; достаточно взглянуть, как хитро он манипулирует желаниями девушки, как бы невзначай говоря ей о том, как пошли бы ей дорогие платья и уборы. Лиля, младшая сестра рассказчика, еще сохраняет какие-то милые черты. Так, например, во время болезни она рисует сказочные города, развивая мотив мечты в произведении. Эти черты и позволяют рассказчику относиться к ней с любовью, его слова могут осуждать, но уменьшительно-ласкательные суффиксы, которые он использует в описании Лили, говорят о его отношении к девочке. Фактически, она предстает маленькой копией самого Ворона, даже описание, такое же массивное, почти копирует описание героя. Но её нельзя винить за скверный характер, вся ответственность за это лежит на плечах отца. Как будет видно в дальнейшем, она не единственная жертва Ворона. Завязка истории — это, конечно, знакомство героя с новой гувернанткой его сестры. Описание девушки не слишком подробно, но в каждом слове рассказчика чувствуется былое восхищение. Белокурая девушка в белой блузке, которая принесла солнце в «прежде столь мертвую квартиру». Субстантивированные прилагательные «юная» и «легконогая» как бы передают движение, делают образ невероятно живым. Разумеется, симпатия быстро перерастает во влюбленность. Даже гроза и капризы маленькой Лили не могут омрачить счастья влюбленных, они видят в трудностях только повод побыть вместе, для них это счастье. Возможно, та же участь ждала их, если бы герой-рассказчик решился признаться отцу и идти к этому счастью вопреки всем трудностям… Отношения накаляются, когда отец говорит девушке, что едва ли оставит сыну наследство, не обращая внимания на то, что сам объект разговора находится в комнате. Юноша не реагирует на эти слова, он раскладывает пасьянс «Наполеон». Второе упоминание полководца в тексте вносит мотив поражения, покорности. Кульминацией является сцена в кабинете, герой оказывается на «пороге» между замкнутым пространством дома и открытым — остального мира. Для рассказчика это время выбора, бороться ли за свою любовь или подчиниться воле отца. Он выбирает второе. Через некоторое время герой отказывается от наследства и любой помощи со стороны отца — поступок, который можно было бы счесть благородным, если бы он сделал это сразу, а не после того, как устроился в Петербурге. Развязка истории наступает неожиданно для героя-рассказчика: он встречает отца и свою некогда возлюбленную в ложе театра. Он, «сутулясь вороном», читает программу, она оживленно оглядывается по сторонам. Вряд ли можно винить героиню в том, что она наслаждается изысками высшего света: со слов рассказчика мы знаем, что ее отец небогат, и кроме дочери у него еще пятеро детей. Она была готова бороться за любовь, но после уезда героя вряд ли у нее вообще был выбор. К тому же в ней играет любопытство юной девушки, выросшей в бедности. Татьяна Ларина — героиня романа «Евгений Онегин» — тоже не была абсолютно чужой в свете, и, тем не менее, мы не говорим, что общество Петербурга испортило её. Большую роль здесь играют краски. Рубиновый и пунцовый цвета — это ещё не черный фрак, но определенно ближе к черному цвету, чем к тому светлому образу, который читатель видел в начале рассказа. И в какой-то степени это вина рассказчика, который обрек девушку на такую судьбу. Таким образом, главный герой произведения, так напоминающий рассказчику ворона, влияет на жизнь всех, кто его окружает. Нельзя сказать, что он испортил жизнь героине, нет, возможно, она довольна своим положением. Однако и Лиля, и Елена Николаевна, светлые по сути своей персонажи, оказались поглощены этой тьмой, как бы закрытые тенью вороньих крыльев. Именно поэтому и вынесен в заглавие этот образ. Обновлено: Опубликовал(а): SirSalt Внимание! Спасибо за внимание.
|
|