|
Томмазо Кампанелла «Город Солнца». Утопия, сочиненная в тюрьме (Средние века и возрождение)Томмазо Кампанелла — итальянский философ-теолог, один из наиболее значительных и принципиальных мыслителей позднего Возрождения, известный своим утопическим трактатом «Город Солнца».
Жизнь Джованни Доменико (именно так звали писателя до вступления в орден доминиканцев) была непрерывно связана с инквизицией — Томмазо несколько раз подвергался пыткам, Церковь приговаривала его к смертной казни, которую в итоге избежал, симулируя безумие, а в средневековых тюрьмах провел в общей сложности чуть менее половины своей жизни. Причиной религиозных преследований было тайное увлечение Кампанеллы магией и мистицизмом, за что тот впоследствии и был признан «подозреваемым в ереси». Весьма любопытен тот факт, что Т. был одним из сторонников теоцентризма и был искренне убеждён в существовании Бога. Подобных безосновательных инцидентов в истории католической инквизиции — тысячи. Пребывая в заключении, он занимался интенсивным литературным творчеством и написал несколько объемных трактатов по философии, богословию, астрологии, политике, медицине и астрономии. Одним из трактатов и был magnum opus писателя — «Город Солнца».
«Город Солнца принято относить к классическим произведениям утопической мысли, наряду с «Утопией» Мора, «Новой Атлантидой» Бэкона и «Государствами и Империями Луны» де Бержерака. При прочтении произведения читателю становится очевидно влияние платоновского «Государства» и уже упомянутой выше «Утопии» Т. Мора, однако «поэтический диалог» Кампанеллы отличается от них наличием астрологического контекста. Труд автора пропитан описанием гороскопических элекций, планет, звёзд, закономерностей небесных тел и т. п.
В основе функционирования города-утопии лежит потребительский социализм, а верховная власть сосредоточена в руках первосвященника и его помощников. Писатель в лице рассказчика яро отстаивает идеи всеобщей религии на государственно-принудительном уровне, отсутствие моногамной семьи, общности жен и детей, технократического коммунизма, и самое главное — базовую лево-социалистическую идею упразднения неравенства ликвидацией частной собственности и товаро-денежного обмена; по форме правления – республика (с лат. «общественное дело»).
Но о каком социальном равенстве речь, если над жителями города установлены должностные лица, которые определяются меритократическими принципами? Республика, в которой отсутствуют основные республиканские права на самоопределение, свободу вероисповедания и выражение собственных мыслей (касаемо поэтов и риторов)? Республика, в которой существует специальный комитет по применению евгеники? Да разве что Веймарская. Это ли утопия и это ли так называемый Город Солнца?
Как мне кажется, «Город Солнца» хоть и принято относить к жанру литературной утопии, тем не менее, диспотические начала в этом произведении составляют очень важную часть нарратива. По-моему мнению, этот отчасти антиутопический образ во многом повлияет на становление отдельного нового литературного жанра, в котором впоследствии будут написаны «Записки из подполья» и «Бесы» Достоевского, «История одного города» Салтыкова-Щедрина и «Мы» Замятина. Обновлено: Опубликовал(а): dra1n Внимание! Спасибо за внимание. |
|