|
Вы здесь: Критика24.ру › Чехов А. П.
«Студент» (Чехов А. П.)Доподлинно неизвестно, в каком году был написан рассказ А. П. Чехова «Студент», но принято считать, что произведение было создано в год его издания — 1894. Литературоведы считают, что «Студент» — это отражение детства писателя, которое он проводил в лавке с отцом и в церковном хоре. На основе этих воспоминаний Чехов создаёт и другие произведения: «Святые горы», «Архиерей», «Убийство». Вышеупомянутый факт биографии Чехова отражается на мотивах и месте действия рассказа — здесь писатель не использует привычных сатирических приёмов, произведение довольно серьёзное, использует христианскую тематику, хотя, как и практически все произведения автора, написано оно в реалистическом направлении.
Рассказ повествует о студенте духовной семинарии Иване Великопольском, действие разворачивается в рамках одного вечера, когда герой возвращается домой после занятий ранней весной. Мы видим, что студент очень печален, он задумывается о философских вопросах неизменности несчастий и бедности, о скоротечности и бессмысленности жизни: «…все эти ужасы были, есть и будут, и оттого, что пройдет еще тысяча лет, жизнь не станет лучше» — думает Иван.
Чехов использует приём пейзажной зарисовки: природа отражает состояние героя, дорога мрачная, пустынная: «Ему казалось, что этот внезапно наступивший холод нарушил во всем порядок и согласие, что самой природе жутко».
Настроение меняется, как только Великопольский встречает знакомых вдову Василису и её дочь Лукерью. Между ними завязывается разговор, и герой рассказывает Василисе притчу об апостоле Павле, что отрекается от своего учителя. Здесь Чехов связывает свой рассказ с жанром притчи, проповеди. Такую композицию можно назвать «рассказ в рассказе».
Встреча с вдовой является центральной частью в композиции. После разговора с Василисой, Иван видит, как та плачет. Используя библейские сюжеты, автор проносит главную мысль «Студента».
Далее мы можем увидеть зеркальное построение сюжета. Мы вновь видим пейзаж, отражающий внутреннее состояние героя. Сама природа не меняется, меняется восприятие Великопольского. Иван теперь чувствует великое счастье от осознания значимости всего происходящего, значимости самого себя как части большого единого механизма. Теперь идеи о связи прошлого с настоящим не угнетают, а вдохновляют его. Глубина чувств и переживаний героя описывается посредством контраста.
Критики — современники отмечали, что этот рассказ является новым поворотом в творчестве Чехова, здесь герой серьёзен, вдохновлён. Я согласна с этим: «Студент» отличается от тех произведений Чехова, что я читала ранее. Автор так же поднимает высокие философские темы, и большое внимание уделяет психологии героя, но читатель уже не видит той сатиры, трагикомедии, как в ранних рассказах и пьесах, герой развивается у нас на глазах, растёт духовно. Обновлено: Опубликовал(а): Анастасия Фомина Внимание! Спасибо за внимание.
|
|