|
Вы здесь: Критика24.ру › *Общие критические статьи
Инквизиция (*Общие критические статьи)Итак, что же такое инквизиция? Этот термин произошёл от лат., что означает — «розыски», «расследование», «исследование». Термин был широко распространён в правовой сфере ещё до возникновения средневековых церковных учреждений с таким названием и означал выяснение обстоятельств дела, расследование, обычно путём допросов, часто с применением пыток. Однако в эпоху Средневековья инквизицией стали называть церковные суды над еретиками, то есть противниками церкви. В Средние века религия играла огромную роль в жизни любого государства: как правило, церковь имела власть не только над всем народом, но даже и над правителем. Под предлогом религиозных несогласий, отстаивания своей веры средневековые воины завоёвывали чужие земли, монархи вершили дела в интересах своей страны. И совершенно естественно, что церковь всеми силами старалась удержать и укрепить свою власть. Именно для этого и была создана папой Иннокентием III в 1215 году Инквизиция. В начале своего существования Инквизиция работала в основном над исправлением ошибок, недочётов в священных документах и над разрешением споров и разногласий в вопросах веры. Однако постепенно эта система церковных органов меняла свой облик, меняла цели и средства их достижения. Своего апогея инквизиция достигла в 1478 году в Испании. Испания представляла наиболее благоприятные условия для развития инквизиции. Многовековая борьба с маврами и евреями способствовала развитию в народе религиозного фанатизма. Душою новой инквизиции в Испании стал духовник королевы Изабеллы Кастильской - доминиканец Торквемада. Именно в те времена инквизиция приняла ту ужасающе жестокую, несправедливую и глобальную форму, в которой она вошла в историю. Инквизиция начала подозревать в ереси всех – от простых крестьян до священнослужителей и монархов. Поводом для преследования могла служить любая мелочь: неосторожно сказанное слово, жалобы соседей, лживый донос – любое поведение, неугодное церкви. Особо распространены были подозрения в колдовстве и сделках с дьяволом. Причём подобные обвинения доходили до такого абсурда, что, например, за рыжие волосы и зелёные глаза их обладателя могли запросто казнить. Человека, подозреваемого в ереси, лишали имущества (которое, к слову, доставалось церкви) и заключали в тюрьму. После этого начиналось следствие, которое могло продолжаться в течение нескольких месяцев. Инквизитор допрашивал свидетелей, у которых спрашивали, признают ли они то, в чём подозревается обвиняемый. Если преступление или подозрение в ереси было доказано на предварительном следствии, то против обвинённого начиналось дело. Инквизиторы, не объявляя подсудимому пунктов обвинения, задавали вопросы и старались хитростью исторгнуть у него сознание в возводимых на него преступлениях. В случае сознания, он ставился в разряд «раскаивающихся» и мог рассчитывать на снисхождение суда; а в случае упорного отрицания своей вины, к обвиняемому применяли жестокие пытки. Немногие люди выживали после них. А от выживших требовали не только признаться в ереси, но и выдать своих сообщников. И многие несчастные, чтобы избежать новых мучений, называли имена других, ни в чём не повинных, людей. Большинство еретиков приговаривались к смертной казни – как правило, к сожжению на костре. У подсудимого не было никаких шансов оправдаться. Помимо преследований еретиков в обязанности инквизиции также входила цензура. Любые книги, научные изыскания, искусство – всё это подвергалось строжайшей духовной цензуре. Каждый учёный или писатель рисковал быть сожжённым на костре за свои труды. Поэтому просвещение и развитие общества во времена существования Инквизиции были сильно заторможены. Как известно, её суду было подвержено немало великих людей: например, Галилео Галилей, Джордано Бруно, Жанна Д’Арк. Обновлено: Опубликовал(а): Анастасия Гоц Внимание! Спасибо за внимание. |
|