|
Похожа ли Маргарита на героинь предшествующей литературы или это новый тип героини? По роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» (ЕГЭ по литературе)Оценка эксперта внизу Маргарита — обобщённый образ любящей женщины. В ней можно узнать черты и княгини Трубецкой («Русские женщины» Н. А. Некрасова), и Катерины («Гроза»), и Аксиньи (роман–эпопея «Тихий Дон»), таким образом, Маргарита продолжает славную плеяду русских женщин, изображенных многими писателями и поэтами. Однако образ героини дополняет и абсолютно новое, доселе ещё нигде не встречаемое сочетание качеств: решительность, бесстрашие, мстительность, ярость, и в то же время сострадание, жалостливость, милосердие. Героиня невероятно противоречива, неоднозначна. Все это позволяет говорить о том, что Маргарита является новым типом героини русской литературы. Самобытность её выражается в том, что она ставит любовь превыше общественных устоев, ради неё она готова пренебречь браком, своим положением, материальным благополучием. Таким образом, любовь для Маргариты становится наивысшей ценностью. И если Татьяна Ларина или Маша Троекурова не могут преступить через данное ими слово, оставить мужа, жертвуют своей любовью, то Маргарита совсем иная. Это женщина, судьбе которой позавидовали бы многие: она ни в чём не нуждается, может позволить себе все, что пожелает, живёт в прекрасной квартире неподалёку от Арбата, имеет прислугу и мужа — «крупного специалиста, к тому же сделавшего важнейшее открытие государственного значения». Он «молод, красив, добр, честен и обожает свою жену». Однако Маргарита несчастлива, в глазах её грусть и одиночество. «Но что нужно было этой чуть косящей на один глаз ведьме?» Ей нужен был только Мастер. Она живёт им, находя в его творчестве смысл всей своей жизни, утверждая, что в его романе её жизнь. Чтобы найти любимого, узнать, жив ли он, Маргарита готова совершить самое страшное преступление: пойти за ним в ад и продать душу. Выходит, любовь для неё превыше христианских ценностей. И в этом ещё одно из её противоречий. Но, даже попав в свиту Воланда, Маргарита не склоняется к злу, она лишь выполняет часть своего договора, чтобы спасти Мастера. В этом она, пожалуй, продолжает традицию жертвенности героинь русской литературы. Только в случае Маргариты эта жертва доведена до апофеоза. Большим жертвовать уже нельзя. Но, пройдя через все испытания, побывав на балу у сатаны в качестве хозяйки, приветствуемая всеми грешниками, поцелуи которых причиняли ей нестерпимую боль, Маргарита вместо своей заветной мечты вдруг просит освободить от наказания Фриду, женщину, убившую своего ребёнка. В этом жесте раскрывается милосердие героини: она вступается за падшую, грешную душу. Маргарита невероятный по силе характера персонаж, она бальзам на душевные раны измученного Мастера. Тем не менее, её нельзя однозначно отнести ни к положительному, ни к отрицательному типу, ибо в ней много привлекательного и много отталкивающего: «косящая на один глаз ведьма», женщина, изменившая свою природу, отказавшаяся от радости материнства и видевшая смысл своей жизни лишь в возлюбленном. Маргарита не спасает душу мастера, не приводит его к свету. Но ей, как и мастеру, дарован покой, которого они не могли найти при жизни. На мой взгляд, в русской литературе до М. А. Булгакова никто не создавал подобного женского образа: любящей женщины, готовой пойти за своим избранником даже в ад. Маргарита, несомненно, новый тип героини русской литературы. Обновлено: Опубликовал(а): Olga Shilina Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|