Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




17. С какой целью автор романа «Герой нашего времени» нарушил хронологический порядок его глав? (ЕГЭ по литературе)

«Герой нашего времени» — величайший роман М. Ю. Лермонтова, написанный в 19 веке в направлении реализм. Центральным персонажем произведения является Печорин — по словам автора — типичный представитель молодежи его времени. Целью автора было раскрыть характер главного героя и отобразить эпоху, в которую он жил. Для этого Лермонтов использовал нестандартный прием в литературе — нарушил хронологический порядок глав — и это неслучайно.

Автор в романе описал то, как происходило знакомство повествователя с героем, а также постепенно раскрыл его характер и показал персонажа с разных сторон. К тому же, нарушение хронологического порядка не мешает прочтению произведения, а, наоборот, даёт возможность понять проблематику, особенности характера героя.

В первой главе под названием «Бэла» автор только сам знакомится с Печориным, но не лично, а со слов Максима Максимыча, штабс-капитана, который попадается ему по пути на Кавказ. Хотя и неохотно, но он рассказывает занимательную историю об этом юноше, который тогда служил офицером. Мы узнаём о дружбе Максима Максимыча и Печорина, а также о трагичной истории любви главного героя к Бэле. Штабс-офицер, будучи опытным и взрослым человеком, не понимает поступков главного героя и смотрит на них, как на проявление юношеского максимализма. Всё же автора заинтересовал Печорин, но больше он не спрашивал о нем своего спутника. И вот, в главе «Максим Максимыч» он вновь с ним встречается, но также ему удается увидеть лично Печорина, героя. Дневник главного героя по счастливому случаю попадает в руки к автору и так начинается его знакомство с внутренним миром юноши. То есть, повествователь позволил нам познакомиться с Печориным именно в таком порядке, как он сам постепенно узнавал его.

Также нарушение хронологии помогло автору раскрыть характер Печорина с нескольких сторон. Если в первых главах он кажется нам эгоистичным, бесчувственным и жестоким, то впоследствии многие другие качества раскрываются в его собственных дневниках, и читатели начинают уже сочувствовать персонажу. Так, в главе «Тамань» Печорин проявляет любопытство по отношению к людям, абсолютно ему незнакомых. Заинтересованность в жизни контрабандистов, кажется, может быть оправдана тем, что Печорину было скучно на этом полуострове, и только поведение странной ундины смогло взбудоражить его любознательность. Он хотел «достать ключ загадки», и потратил все свои силы на разгадку тайны. Именно этот поступок говорит читателям о том, что Печорин — настоящий авантюрист, готовый от скуки пойти на любые развлечения. Так автор дает понять читателям, что от его героя можно ожидать все, что угодно.

В главе «Княжна Мэри» мы все больше понимаем, что Печорин — противоречивый персонаж. У него есть и положительные, и отрицательные качества, но, вместе с тем, нельзя сказать, что он хороший или плохой человек. С одной стороны, он подло поступил по отношению к Грушницкому, когда увел у него девушку, хлоднокровно играл с чувствами княжны Мери, но в то же время, мы можем в нем впервые видеть проявления настоящей любви к женщине, а именно к Вере.

«При возможности потерять её навеки, Вера стала для меня дороже всего на свете».

Именно в этой главе раскрыта личная трагедия героя. Он признается, что «нравственной калекой» его сделало именно общество Грушницких (этот герой затеял заговор против Печорина), его всё больше охватывает чувство пустоты, одиночества и скуки. Свою жизнь он растрачивает на мелкие интрижки, пустяки.

«Фаталист» является завершающей главой, но не менее важной. В нем главный герой задумывается о своей жизни и о своих поступках. Именно случай с ружьем заставил его рискнуть и проверить на себе теорию о предопределении, «…испытать судьбу…».

Таким образом, каждая глава раскрывает главного героя по-новому и показывает его как противоречивого и многостороннего персонажа.

Несмотря на то, что хронологическая последовательность в произведении событий нарушена, это не мешает прочтению романа. Наоборот, каждая из глав имеет свой композиционный строй (завязку, кульминацию и развязку) и благодаря этому может рассматриваться как отдельная повесть. Так, например, если впервые прочитать главу «Бэла» или «Тамань», нельзя точно сказать, относятся ли эти произведения к роману или являются самостоятельными. Автору удалось погрузить читателя в атмосферу каждой истории так, что он невольно проживает все эмоции вместе с героем.

Итак, нарушение хронологического порядка глав позволяет читателям узнать Печорина в той последовательности, в которой повествователь сам познакомился с этим героем, раскрыть его характер постепенно, от простого к сложному, изучая внутренний мир персонажа, а также способствует созданию каждой главы как самостоятельного произведения.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.