|
Задание 17. Как развивается тема материнского страдания в поэме «Реквием»?/ анализ женских образов в поэме «Реквием» Анны Ахматовой (ЕГЭ по литературе)В годы сталинских репрессий тема материнского страдания звучала наиболее полно. У женщин часто отнимали их любимых мужей и сыновей. Это же коснулось Анну Ахматову. В поэме "Реквием" она отразила все тяготы, всю боль и увековечила это.
Сначала тема раскрывается от частного. Лирическая героиня — это персонаж с автобиографичными чертами. Сына Анны Ахматовой несколько раз арестовывали, но она боролась за него, ждала, надеялась, как лирическая героиня: "Уводили тебя на рассвете,/За тобой, как на выносе, шла,/ <...>/Смертный пот на челе… Не забыть!/ Буду я, как стрелецкие женки,/ Под кремлевскими башнями выть". Но как бы ни билась лирическая героиня, как бы не хотела спасти сына, - она бессильна. От этого тема материнского страдания звучит ещё трагичнее.
Однако лирическая героиня не одна. Женщин, стоящих с ней в очередях, она нежно называет "подругами". Теперь читатель слышит сотни голосов матерей, чьи семьи пострадали от репрессий, даже мир искажён их тяжёлой скорбью: "Перед этим горем гнутся горы,/ Не течет великая река". Таким образом, Анна Ахматова расширяет тему материнского страдания от одной лирической героини до множества женских образов.
И в конце произведения тема возвышается и развивается ещё больше. Образ Богоматери и её горя сравнивается с печалью всех этих женщин. Можно сказать, что они чувствуют одну и туже тяготящую боль. "А туда, где молча Мать стояла,/Так никто взглянуть и не посмел.", — этими строчками Ахматова доносит мысль о том, что нет ничего ужасней, чем скорбящая по сыну мать, и что нет никого, кто бы смог вынести такую боль.
С развитием данной темы всё яснее становится мысль Ахматовой. Она хотела увековечить горе, чтобы никто и никогда не забывал за что болела душа сотен женщин в те сталинские годы. Обновлено: Опубликовал(а): Эллина Шалаева Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|