|
Дружба Печорина и Грушницкого по роману Герой нашего времени (Лермонтов М. Ю.)Основные образы в романе призваны показать отличительные черты характера Печорина, его противоречивость. Взаимоотношения с женщинами раскрываются на примере трёх героинь — Бэлы, Мери и Веры, приятельские отношения связывают Григория Александровича с Максимом Максимычем и Грушницким. Первый на старости лет полностью разочарован в жизни и чувствах, превратился из простодушного и непринуждённого штабс-капитана в сухого и ворчливого старика. Всех женщин, встретившихся на его пути, главный герой губит и приносит им невыносимые муки. Какова участь Грушницкого? Какие отношения существовали между двумя героями и как они изменялись? Печорин познакомился с юнкером в действующем отряде. Тот приехал на воды на неделю раньше из-за ранения в ногу. Они «встретились старыми приятелями». После дружеского восклицания Грушницкого последовали обнимание и расспрос главного героя о здешних нравах и обществе. Непринуждённый разговор прерывает появление княгини Лиговской с дочерью. Печорин с первого упоминания Грушницкого о Мери догадывается, что та ему приглянулась. «Хорошенькая княжна» умеет произвести впечатление: её лёгкость, нежность и очарование привлекают к ней обожателей. Этот шарм завораживает и Печорина. Но «врождённая страсть противоречить» заставляет его совсем иначе отозваться о девушке. Не желая показать заинтересованность княжной и внутреннее восхищение, Григорий Александрович даёт Мери достаточно скептическую оценку, чтобы позлить приятеля, и уходит от запальчивого собеседника. Когда сама девушка обратила внимание на Грушницкого, главный герой не смог сдержать жгучей зависти. «Я лгал; но мне хотелось его побесить», — признался Печорин в своем дневнике. Он уже затаил тайную злобу на приятеля. « <…> Вряд ли найдется молодой человек, который, встретив хорошенькую женщину, приковавшую его праздное внимание и вдруг явно при нем отличившую другого, <…> который бы не был этим поражен неприятно», — записал в тот день главный герой. Главный герой льстит самолюбию приятеля, показывая, будто искренне восхищён его успехами. На деле Печорин «внутренне хохотал» над доверчивостью друга. Печорин «принимает серьёзный вид» и предупреждает Грушницкого о той трагичной участи, которая ожидает его в конце этого безнадёжного романа, он употребляет достаточно красноречия и драматизма, чтобы подыграть романтическим наклонностям юноши. Если ранее самолюбие Печорина стало причиной его терзаний и предопределило его месть ни в чём не повинному юнкеру, то в том эпизоде Григорий Александрович сам управляет чувствами другого при помощи того же гордого самодовольства, которое недавно стало причиной его зависти. Печорин не церемонится с Грушницким. Когда он не старается льстить другу, он довольно груб. При первой встрече он пародирует недавно сказанную фразу друга, а после разворачивается и уходит, только речь заходит о княжне. Следующие слова он произносит с напускным видом «чистейшего простодушия», нарочно как можно резче обрубая восхищённые возгласы друга. «Какой вздор!», «Желаю тебе проиграться…» — такие реплики обращены к товарищу. Грушницкий неисправимо слеп. Даже разговаривая с Мери на глазах у Печорина, он не заметил, что княжна пользуется им, чтобы отомстить Григорию Александровичу за его равнодушие. И всё же простодушный юнкер «торжествует», видя, как сухо Мери встречает реплики товарища. Как и следовало ожидать, молодые люди в обществе прекрасной девушки мгновенно и остро ощущают соперничество. Но если Печорин полностью признаёт это и вступает в тайную борьбу с незадачливым товарищем, то Грушницкий, несмотря на мелкие внутренние «торжества», не считает своего друга человеком, который способен пойти на подобный поступок. «Ты глуп» — едва не слетело с языка главного героя, но он вовремя сдержался и сделал вид, что сам ничего не понимает. Грушницкий, конечно, не может не замечать перемен в настроении Мери и поведение друга. Но по наивности он считает, что всё это не так серьёзно, что тот, кто интересуется его отношениями и всячески подбадривает и даёт советы, не может его обмануть. Всё вышло так, как и задумывал главный герой. Вдоволь наигравшись над чувствами Грушницкого, выждав момент, он говорит, что товарищу пора объяснится с барышней. Новоявленный офицер явился при параде к своей возлюбленной и стал что-то «с жаром» ей говорить, но княжна только посмеялась над его словами. В довершение этого разговора разочарование отверженного юноши добивает сам Печорин фразой: « <…> в мундире он ещё моложавее». Григорий Александрович как бы подводит черту своей удавшейся игре, на этом его месть и самолюбие удовлетворены. Грушницкого же произошедшее ранило за живое. «Я этого не ожидал от тебя», «Я должен был этого ожидать от девчонки... от кокетки...» — такими нелестными словами одаривает Грушницкий прежнего товарища и бывшую даму сердца. И Печорин, насквозь видевший заблуждения друга, который так ловко исподтишка управлял им и одновременно отбивал возлюбленную, на все обвинения отвечал уже с видом непонимания, но с тем самым видом «чистейшего простодушия», которое он привык принимать в подобных разговорах. «Зачем же ты надеялся?» — перевёл стрелки главный герой. Оскорблённый Грушницкий принял «гордый и храбрый вид» и стал настраивать людей против победившего соперника. Вернее, он стал разжигать раздражение в сердцах тех, кто был уже недоволен петербургским офицером, посмевшим обольстить самую привлекательную даму на водах. И в удовлетворённом местью Печорине вновь просыпается злость к юноше, на этот раз более сильная, чем та, что была вызвана уколом зависти. Изначально главный герой сам разыгрывал сюжет с Мери и Грушницким, играл их чувствами, не задумываясь о том, что с ними будет по окончании устроенного спектакля. Но оба не замечали нал собой власти Григория Александровича, не ожидали обмана. Печорин же по воле судьбы узнал о замысле сообщников. Спокойно распоряжаясь другими людьми и удовлетворяя этим свою ненасытную гордость, сам оказавшись в их положении, он пришёл в негодование. «Я вам не игрушка!..» — в ярости кричит его душа, узнавшая о готовящемся заговоре. Помимо злости в герое просыпается и ещё одно чувство: грусть. Все эти люди действительно мстят Печорину только за то, что он оказался лучше них и смог овладеть сердцем милой княжны. Герою горько осознавать, что он оказался ненавидим значительной частью общества, что они за что ни про что обвиняют его и задумали такую прескверную вещь. Грушницкий вместе с драгунским капитаном застаёт Григория Александровича в тот момент, когда он спускался с балкона Веры, а потом выдал бывшего товарища перед всем светом, конечно, приписав ему тайные свидания с княжной. Печорину отвратительна подлость Грушницкого. Последний и сам не рад тому, что сделал: ясный голос совести в его голове противиться порывам самолюбивого обиженного человека. «Но борьба совести с самолюбием была непродолжительна», — отметил Печорин. Главный герой делает выпад в сторону заговорщиков: сам предлагает поединок. Но они и тут нашлись, чем ответить. Члены враждебной шайки идут на самые низкие меры, и Грушницкий, ненавидящий Печорина, поначалу даже не желает соглашаться на них и сомневается в своём решении на протяжении всей дуэли. Именно за подлость Печорин наказывает слабохарактерного Грушницкого. Он готов был простить слухи, шутку с незаряженными пистолетами, даже намерение расправиться с ним таким низким способом – он пытался вытянуть из врага слова признания, спасти его душу, воззвать к его совести даже после того, как раскрыл обман сообщников. Но ничто не смогло одержать верх над самолюбием, ради которого противник пошёл на сделку с совестью. Грушницкий признаётся, что никогда не сможет смириться с мыслью, что Печорин показал всему свету и самому юноше, сколько подлости и низости таилось в его душе под маской возвышенных чувств. Останься он жив, то начал мстить, не успокоился бы, пока не стёр с земли злейшего врага. А тот бы не остался в долгу и пожелал бы избавиться от своего соперника. Самолюбие каждого не позволило бы уступить другому. И Грушницкий понимает, что проиграл в этой борьбе, что он не может одолеть противника. Образы Печорина и Грушницкого подчёркивают самые скверные черты друг друга. Оба героя проявляют зависть и подлость, обоими движет пожирающее их самолюбие. Но Грушницкий оказывается куда более низким человеком — в его характере эти качества регулярно кормятся трусостью, слабостью, бесхребетностью. Совесть и благородство, которые действительно содержатся в его душе, не выдерживают этих укоренившихся, набравших силу черт. Обновлено: Опубликовал(а): Воронцова Наталья Алексеевна Внимание! Спасибо за внимание.
|
|