|
«Собачье сердце» — сатира политическая, притча религиозная (Булгаков Михаил)Есть писатели, остающиеся только в своем времени: произведения их кратковременны, быстро создаются, также быстро забываются. Такие писатели не воздвигали вековечных литературных памятников, не прославлялись на весь мир, их книги не проживут и века; к чему упоминать вечность? Однако есть и писатели, ярко выделяющиеся среди масс талантом, живостью ума, стремлением и мыслью. Их произведения переживают пласты истории, не теряя актуальности, находят отклик в поколениях будущего.И, кажется, корешок сборника перлов литературного мира никогда не покроется пылью и не окажется на обочине истории.
Перлов таких бесчисленно много — они разные по жанру, направлению, мысли, языку, форме, размерам. Некоторые из них раскрывают благо в мире, восхваляют его, преподносят процветание в плодах своих дум, другие же предпочитают обращать внимание на недостатки, возмутительность происходящего и выражают свое недовольство устоями нынешнего времени в сатирах и гротесках. Подобным возмутителем был и М. А. Булгаков. Он известен «Мастером и Маргаритой», «Домом Турбиных», «Собачьим сердцем»… За пример хорошей сатиры мы возьмем его произведение «Собачье сердце», написанное в 1925 году, а выпущенное в 1987.Отчего же? Оттого что в каждой строчке повести ясно виделось недовольство М. А. Булгакова по поводу революционных настроений, охвативших Россию в 1920-х годах.
Гротеск повествует о неудачном эксперименте профессора Преображенского и его ассистента Борменталя. Эксперимент заключался в пересадке человеческого гипофиза и человеческих семенников бродячему псу, окрещенному москвичами Шариком. Профессор Преображенский надеялся на продвижение в своим изучении омоложения человеческого организма, однако произошло невероятное — пёс Шарик эволюционировал в человека, имя которому будет Шариков Полиграф Полиграфович. Тем не менее профессор недолго радовался: уже на 10-й день он заподозрил неладное: Шариков не подавал надежд высшего разума: пьянствовал, бедокурил, бранился, и в довершение к перечисленным порокам он имел отвратительнейшее чувство стиля: «небесного цвета галстук с фальшивой рубиновой булавкой» , «лаковые штиблеты с белыми гетрами». Но главным его пороком, по мнению профессора, являлась приверженность к революционным настроениям.Словом, Телеграф Телеграфович — полный сборник всего одиозного, низкого и бескультурного. Последователи шариковщины — раковая опухоль на теле общества. Они являются людьми, совсем недавно находящимися на низшей социальной ступени, сейчас же занимающими высокие должности; перед такими людьми открылась масса возможностей, прав, привилегий, а когда такое происходит совершенно неожиданно, а не постепенно, как того требует эволюция общественного мышления, то люди теряются и попадают в омут дозволенности: обнажаются их пороки, грехи, искажается понятие нравственности. Примерив на себя ошейник или портфель, они уже иллюзорно властвуют над беспортфельными, безошейниковыми. — именно так и видит профессор подобных Шариковых. И со временем степенный, аристократический дом калабуховский теряет свою степенность и спокойную аристократичность под напором невежества Шариковых, Швондеров и пролетариев. «Крышка калабухову»—выносит приговор приюту интеллигенции профессор Преображенский. Крышка не столько калабухову, сколько устоявшимся законам, привычному укладу жизни.Ведется перестройка мира по новым, казалось, диким законам: «все взять и поделить». Под решительным натиском революции история меняет ход и люди вынуждены лишь поддаваться и приспособляться. Сколь удивительна способность писателей сужать волнующие, масштабные события целой страны до событий очередного города N или дома на Пречистенке, сохранив насыщенность этих событий.
Булгаков написал настоящий гротеск, настоящую сатиру, сочащуюся иронией. Не зря на чтении рукописи повести во время собрания литераторов в Газетном переулке присутствовал агент ОГПУ, охарактеризовавший произведение так: «…такие вещи, прочитанные в самом блестящем московском литературном кружке, намного опаснее бесполезно-безвредных выступлений литераторов 101-го сорта на заседаниях «Всероссийского Союза Поэтов»». И в самом деле, не размышляющий читатель не в силах оценить ход мыслей Булгакова.Оттого-то и была напечатана повесть великого писателя в 1986-ом году, спустя 61 год.
Помимо политического настроя, в повести присутствует и религиозное направление.
Начнем, пожалуй, со значения фамилии профессора Преображенского. Очевидно, что, подобным образом нарекая своего героя, Булгаков замечал в нём подобие Бога, которое вольно изменять и преобразовывать. В самом деле, не раз и не два Шарик называл профессора божеством, господином и властителем: «Филипп Филиппович окончательно получил звание божества». Это совершенно не удивляет читателя: собакам свойственно боготворить своего хозяина: «Рабская наша душа, подлая доля!». Чья же «наша»? Собак?Не только. Это восклицание указывает и на машинисточек, и на поваров, и на швейцаров… В повести постоянно фигурируют и иные атрибуты религии. Эксперимент проводится с католического до православного Сочельника. Стоит отметить, что окончательно очеловечивается Шарик в Рождество Христово, «рождается» первый человек, созданный не Богом. Эскулапы вмешиваются в древние, нерушимые закономерности мира, перекраивают его в надежде усовершенствовать. Впрочем, известно, что надежды вольны дарить разочарование.Подобным разочарованием оказывается и Шариков. Под личиной райского, божественного, созидательного кроется богопротивное, адовое, порочное.Так и можно описать всю повесть Булгакова.
Казалось, человек должен был понять ошибку — он не станет насильственно нарушать законы общества и природы, не будет преобразовывать вековечный порядок вещей, не возбудит необратимые процессы с катастрофичными последствиями.
Так заканчивает своё произведение Булгаков. Обновлено: Опубликовал(а): Чувак с ручкой Внимание! Спасибо за внимание.
|
|