|
В каких произведениях отечественной литературы изображено столкновение «старой» и «новой» жизни и в чём их можно сопоставить с чеховским «Вишнёвым садом»? (ЕГЭ по литературе)Помимо А. П. Чехова, столкновение «старой» и «новой» жизни изображали и другие отечественные классики. Например, И. С. Тургенев в романе «Отцы и дети» показывает борьбу двух противоположных теорий. С одной стороны стоит «новая» жизнь, нигилизм, представляющий собой соединение потребительского материализма, абсолютного рационализма и отрицания всей духовной культуры. С другой — «старые» правила, консерватизм, желающий сохранить былые устои, пропагандирующий нравственность и этическое воспитание, любовь к природе и красоте. Нигилисты холодны и резки со всеми, расчетливы. Консерваторы же, как правило, люди мягкие, добрые, чуткие по отношению к людям. В этом и есть сходство комедии А. П. Чехова с романом И. С. Тургенева: Гаев и Раневская своей чувствительностью, одухотворенностью, своими взглядами на мир похожи на братьев Кирсановых, а деятельный, честный, умный Лопахин, видящий во всем свою выгоду и старающийся её получить, отрицающий привязанность и сентиментальность, подобен нигилисту Базарову. Отличие же произведений друг от друга состоит в том, что в «Вишнёвом саде» «новая» жизнь одолела «старую», когда в романе «Отцы и дети» всё наоборот. Данный конфликт изображает и А. С. Грибоедов в комедии «Горе от ума». Необразованное, мелочное, привыкшее «прислуживаться» и хитрить, а не трудиться на совесть «Фамусовское общество» противопоставлено честному, умному, достойному Чацкому с его новаторскими перспективными взглядами на жизнь. Более взрослое поколение можно назвать «консерваторами», потому что оно живет по преданиям отцов, презирая просвещенную молодежь и боясь ее мнения. Но, в отличие от Кирсановых, Гаева и Раневской, «Фамусовское общество» лишено нравственности и одухотворенности. Лживая сентиментальность и погоня за чинами — вот что движет этими людьми. Не похож на других «борцов за справедливость» и Чацкий. В отличие от проигравшего Базарова и победившего Лопахина, герой остается без статуса. Можно сказать, «ничья». Чацкий понял, что «Фамусовскому обществу», абсолютно глухому, доказать что-либо невозможно, а потому он взял карету и уехал, не желая более метать бисер перед свиньями.
Таким образом, можно сказать, что все столкновения «новой» и «старой» жизни, изображаемые отечественными классиками, похожи между собой. Их объединяют причины конфликтов, мотивы героев, теории, лежащие в основе разногласий. Но исход у каждого столкновения свой. Обновлено: Опубликовал(а): sonya marmeladova Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|