Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Характеристика образа княгини Веры по роману Герой нашего времени (Лермонтов М. Ю.)

Первое описание Веры мы слышим из уст доктора Вернера: «среднего роста, блондинка, с правильными чертами, цвет лица чахоточный, а на правой щеке черная родинка; её лицо меня поразило своей выразительностью»; «очень хорошенькая, но очень, кажется, больная...». Что можно понять из этих слов? Во-первых, правильно сложенные черты лица и тела — это указание на её размеренность, спокойствие. Прежде всего подобный портрет рисует перед читателями девушку невыдающейся красоты, похожей на многих, без каких-либо особенностей во внешности. Оригинальность Веры составляют родинка и «выразительность лица», показывающая, что в этой обычной на первый взгляд женщине таится поразительная способность чувствовать.

Во-вторых, Вера сильно страдает. Позже станет ясно, что причиной тому не только болезнь.

Главный герой встрепенулся, увидев в словах Вернера похожую на его прежнюю любовь женщину. С тех пор он часто думал о ней, волновался, представлял их встречу. Во время таких размышлений Печорин и видит Веру: «в прохладной тени его свода, на каменной скамье сидит женщина, в соломенной шляпке, окутанная черной шалью, опустив голову на грудь; шляпка закрывала её лицо», — такой он встречает волнующую его воображение женщину. Вера задумчива, несколько грустна, она сидит в тиши, вдалеке от людей, и о чём-то думает. Печорин не желает «нарушить её мечтаний» — так глубоко и безмолвно её то ли грустное, то ли умиротворённое состояние.

Увидев Печорина, Вера «вздрогнула и побледнела». Она понимает, что готовят ей это свидание, какие новые разочарования и муки принесёт ей безнадёжный роман. Глаза княгини были «глубоки и спокойны», но «в них выражалась недоверчивость и что-то похожее на упрек». Вера испытывает к Григорию Александровичу смешанные чувства. Женщина осознаёт, что эта любовь не приведёт ни к чему хорошему и что её не должно быть вовсе, что Печорин составляет самую глубокую её боль, что он стал причиной всех её несчастий и до сих пор продолжает играть эту роль. Но любовь, возбуждённая в ней этим человеком, необъяснимая и негасимая, не даёт ей забыть о Григории Александровиче, отказаться от встреч.

Рассудок героини говорит: «Я замужем!», «Я бы <…> должна ненавидеть» Печорина. Вера стыдится того, что покорилась любви и изменила долгу: при упоминании о прежнем романе она вспыхивает. Но порядочность княгини оказывается столь ничтожным препятствием для невыразимых чувств.

Спустя пару минут после начал разговора с Печориным лицо, ранее выражавшие невозмутимое спокойствие, испугало Григория Александровича своей переменой: отчаяние разрывало Веру на части. Лицо княгини, как с первого взгляда отметил Вернер, отличается особой выразительностью, именно оно говорит о внутренних переживаниях, на нём написана вся боль, вся мучительность страданий, всё, что творится в её изнывающей душе.

Безумная любовь делает Веру несчастной и несвободной. В отношениях с женщинами Григорий Александрович «всегда приобретал над их волей и сердцем непобедимую власть». То же относится к княгине. Чувства вытягивают из неё силы, делают податливой, но она ничего не может с этим поделать. Вместе с тем она ясно осознаёт своё положение, что только усугубляет страдания. Всю жизнь она будет мучиться и терзаться несчастливой любовью и собственной слабостью.

Во время второй встречи княгиня успевает только прошептать вблизи него одну фразу — она упрекает Печорина в том, что тот до сих пор не познакомился с Лиговскими. Героиня желает сохранить свою репутацию, но делает это не для себя. Она всё бы отдала ради редких встреч с любимым. Вера, вероятно, старается скрыть чувства и из личных побуждений, но большей частью для своей семьи. Мужа она «уважает, как отца», ради сына она вторично вышла замуж за старика. Поэтому княгиня очень боится, что их роман раскроется, даже не хочет, чтоб муж знал о существовании Григория Александровича. Вера – жертвенная натура, которая постоянно принимает страдания ради дорогих ей людей. Она не желает подвести родных, которым нисколько не желает зла. Поэтому княгиня придумывает нехитрый выход: настаивает, чтобы Печорин волочился за княжной Мери — только в доме Лиговских они могут видеться. На что идёт её жертвенное сердце ради этих редких встреч! Заставить возлюбленного на её глазах ухаживать за другой. Думала ли она о том, что в ком-то из них могут проснуться настоящие чувства? Наверное. Она ведь ничего никогда не требовала от Печорина, а только смиренно переносила боль.

И Печорин, и сама княгиня говорят о том, что последняя находится во власти своего возлюбленного. И Григорий Александрович с сожалением писал о том, что без свиданий наедине огонь его чувств хладеет и что ревностью он обязательно добьётся желаемого. Так и вышло: в очередной раз Вера сделала то, чего хочет главный герой, хотя это было большим риском с её стороны. « <…> Ты из меня делаешь все, что хочешь», – с отчаянной грустью вздыхает она. По словам княгини, она с привычной «покорностью» перенесла бы и измену, «потому что хочет единственно <…> счастия» Григория Александровича. Обещания и клятвы Печорина усыпляют ревность, она охотно им верит.

Это была последняя встреча Веры и главного героя. О дальнейшей судьбе княгини мы узнаём из переданной Печорину записки. Сколько бережной теплоты, сколько нежного трепета в этих последних словах, обращённых к любимому человеку. Переживания героини лишены романтичности и мечтательности, её мысли реальнее и приземлённее, нежели восхищённые вздохи Бэлы и светлые грёзы Мери. У Веры всё-таки была надежда. Принося себя в жертву, женщина ещё полагала, что Печорин её рано или поздно оценит. Но кто не поддавался мечтаниям в момент рождения пылких горячих страстей. К тому же, узнав Григория Александровича ближе, проникнув в тайны его характера, она ясно поняла, что надеяться напрасно.

Вера — это не наивная неопытная девочка, а женщина с глубоким пониманием мира. Она насквозь видит душу Печорина, как свою собственную, и заранее знает о безнадёжности романа. Судьба княгини — вечное страдание, жертвы во имя любви и долгое мучительное угасание. Вера из тех людей, которые отдают себя целиком ради дорогих людей, не требуя ничего взамен и смиренно перенося свою долю.

Обновлено:

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.