|
Цитатная характеристика Матрёны из повести «Матрёнин двор» (Солженицын А. И.)Матрена — главная героиня повести А. И. Солженицына, деревенская женщина лет шестидесяти, освобожденная от работы в колхозе из-за болезни. Жила Матрёна Васильевна Григорьева худо и в одиночестве, не получая ни от кого поддержки.
«Пенсии не получала, а в колхозе работала она не за деньги, а за «палочки».
Героиня была одинока по многим причинам: овдовела, лишилась всех детей, и, пожалуй, вызывала непонимание со стороны односельчан из-за своей бескорыстной помощи. Кто бы не просил её о содействии, женщина всегда соглашалась протянуть старую, но сильную руку помощи:
« — Завтра, Матрёна, придёшь мне пособить, — говорила соседка. — Картошку будем докапывать». « ...И Матрёна не могла отказать».
“ — Та-ак, — раздельно говорила жена председателя. — Товарищ Григорьева? Надо будет помочь колхозу! Надо будет завтра ехать навоз вывозить! « — Ну что ж, — тянула она. — Какому часу приходить-то?»
Единственными сокровищами Матрены были её «горшки с любимыми фикусами, а также старая колченогая кошка, подобранная на улице, грязно-белая коза с кривыми рогами, мыши, да тараканы». Радовалась она мелочам, а работе придавалась усердно. Это знали все в округе, как и то, что жизнь у нее была не из легких. Мужем Матрёне приходился младший брат Ефим, но любила она старшего — Фаддея. Однажды ушёл старший на войну, да так и не воротился. Ждала его героиня, ждала... Всё же не дождалась, и вернулся Фаддей к уже замужней Матрёне. Имела она тогда шестерых деток, да все умирали маленькими. Вот вскоре к порогу подкралась Великая Отечественная Война, в конец забирая у нее последнее — мужа. Осталась Матрена совсем одна, поэтому пошла просить у Фаддея его младшую дочь — Киру. Воспитала Матрена её, вырастила и отправила в путь идти своей дорогой. Разнообразилась одинокая жизнь героини после появления в ней постояльца Игнатича. Теперь Матрёне было ради кого рано вставать, готовить еду, было с кем поговорить вечерами. Иногда Матрена казалась отстранённой, занятой своими делами, а иногда чувствительной и ранимой, совсем юной девушкой: «Держась за фартук, вышла из-за перегородки растепленная, с пеленой слезы в неярких своих глазах: — А вот это — по-нашему… — прошептала она, вся мокрая от слёз.
Когда же временами в трудную жизнь, полную заботами, врывалась болезнь, героиня стойко встречала её: «Матрёна валилась и лежала пластом. Но никак не жаловалась, не стонала».
В этом ярко отражалась натура русской крепостной женщины. Задавленная непосильным трудом, всё-таки сумела она сохранить свободное сердце, силу духа, духовную красоту и открытость «ко всему и вся». Вот и вскоре выросла воспитанница её — Кира. Решила тогда Матрёна отдать ей свою горницу: «Горницу с подклетью разобрали, а избу саму с укороченными мостами отсекли временной тесовой стеночкой».
Разделили дом, да собрались перевозить. Тут и Матрёна решила подсобить, так как никогда не любила «отсиживаться в стороне». Загрузили имущество на сани, прикрепленные к трактору, и отправились они в путь.
«Сопровождать сани шли зять-машинист, Фаддей, хромой сын Фаддея и ещё племянник один».
Но случилось в морозную ночь непредвиденное — трос лопнул. Ринулись все его ладить. А по рельсам в это время приближался паровоз, на которых и остановились они, устраняя поломку. Но не слышал никто ничего из-за заведенного трактора...
«Налетел паровоз, и туда же, меж трактором и санями, понесло и Матрёну».
В мгновение тут же стало заметно отсутствие её в этом мире. У кого теперь просить помощи? На фоне смерти Матрены проявляются алчные, грязные характеры её сестёр, Фаддея, подруги Маши. Обновлено: Опубликовал(а): Алина Ганеева Внимание! Спасибо за внимание.
|
|