|
Чацкий и Софья по комедии Горе от Ума (Грибоедов А. С.)Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» содержит в себе два конфликта – конфликт социальный и конфликт любовный. Взаимоотношения Чацкого и Софьи лежат в основе любовного конфликта комедии. Оба этих персонажа имеют между собой сходства черт характера и, разумеется, отличия. Любовь к Софье усилила драму главного героя – к разладу с обществом прибавилась и рана душевная, нанесенная любимой девушкой. Если он любит, то так , что «ему целый мир казался прах и суета!». Главный герой имеет незаурядный ум, постоянно «алчущий познаний», он честен. Софья же, как мы видим по ходу действия комедии, неоднократно лжет, изворачивается. Чацкий умен и может трезво видеть проблемы политики, ущемления русской культуры, рассуждать о нравственных достоинствах человека; но в то же время Чацкий абсолютно слеп в делах любовных. Доходит до того, что Софья заявляет открыто: «Я его люблю»( о Молчалине), а Чацкий этого не понимает: «Шалит, она его не любит».
Непонятный, отвергнутый, высмеянный Чацкий покидает Москву. Увозит с собой лишь «миллион терзаний». Свои «миллион терзаний» получает и Софья. Она единственный персонаж, задуманный как близкий Чацкому. Грибоедов писал о ней: «Девушка сама не глупая предпочитает дурака умному человеку…». Вообще образ Софьи в критике трактовался неоднозначно. Пушкин оценивал этот образ как неудачу автора: «Софья начертана неясно». Ю.Тынянов считал, что Софья – враг Чацкого, притом враг самый главный. Критик пишет, что читатель вначале обманывается насчет героини: «Она представляется читателю жертвой родительской власти, и это вызывает читательское сочувствие. Но походу действия характер Софьи выясняется вполне: она недвусмысленно становится на позицию «московской кузины», является гонительницей Чацкого и защитницей «женской власти». И только Гончаров в «Миллионе терзаний» в 1871 году впервые понял и оценил по достоинству этот персонаж и его роль в пьесе. Он в статье «Миллион терзаний » пишет о Софье: «… ей, конечно, тяжелее всех, тяжелее даже Чацкого, и ей достается свой «миллион терзаний».
Софьей движет чувство любви. Это в ней самое главное, этим обусловлена линия ее поведения. Мир для Софьи поделен надвое: Молчалин и остальные. Когда рядом нет любимого, все мысли только о скорой встрече, вся душа её устремлена к Молчалину. В Софье говорит сила первого большого чувства. Но в то же время любовь не приносит ей радости. Она прекрасно понимает, что Молчалин никогда не будет принят её отцом в качестве зятя. Мысль об этом омрачает существование, и Софья внутренне уже готова к борьбе. Чувство настолько перехлестывает душу Софьи, что она исповедуется в своей любви сначала служанке Лизе, а затем и вовсе самому неподходящему в этой ситуации человеку – Чацкому. Софья настолько удручена необходимостью постоянно скрываться от отца, что ей начинает изменять здравый смысл. Сама ситуация лишает её возможности рассуждать, она готова забыть про осторожность: «Да что мне до кого? До них? До всей вселенной?». Софья вызывает сочувствие, но в выборе её столько же свободы, сколько и предопределенности. Она полюбила человека удобного во всех отношениях: он мягок, тих и безропотен, именно так она оценивает Молчалина. Софья, относится к нему здраво и критически, оценивает его объективно: «Конечно, нет в нем этого ума, / Что гений для иных, а для иных чума, / Который скор, блестящ и скоро опротивит…/ Да эдакий ли ум семейство осчастливит?» Но она и не считает ум большой заслугой, главным для неё остается то, что Молчалин, как романтический герой, безродный, бедный, но обладающий прекрасным характером, и он бесконечно предан её и влюблен в неё. Так думает Софья о своём возлюбленном до самого финала комедии. Но когда она становится невольной свидетельницей ухаживания Молчалина за Лизой, она поражена в самое сердце, она уничтожена – это один из самых драматичных моментов всей пьесы. Таким образом, мы видим, что характеры Чацкого и Софьи очень сходны в некоторых моментах: оба способны на глубокое, всепоглощающее чувство; оба готовы идти против общества в том, что касается их личных убеждений; оба они обладают страстным, горячим нравом; им обоим не хватает какого-то внутреннего чутья, чтобы разобраться в своих любовных отношениях до трагического конца. Отличие характеров этих персонажей, безусловно, велико: честный, открытый Чацкий не замыкается лишь в собственном чувстве, как это случилось с Софьей. Её характер гораздо слабее, взгляды на жизнь – уже, мельче. Как бы то ни было, но оба героя в финале комедии повержены, разделены. Обновлено: Опубликовал(а): Milka008 Внимание! Спасибо за внимание.
|
|