|
Композиция романа «Герой нашего времени» и её роль в раскрытии личности Печорина (Лермонтов М. Ю.)На мой взгляд, роман «Герой нашего времени» — одно из самых неоднозначных, запутанных и сложных в понимании произведений русской литературы. Это, пожалуй, объясняется тем, что главный герой произведения, Григорий Александрович Печорин, а точнее его характер, составлен из пороков всего общества XIX века. Этим романом Лермонтов стремился обратить внимание читателя на те или иные недостатки, которые, безусловно, есть и у него. В связи с этой целью роман имеет ряд особенностей. Одной из таких отличительных черт является композиция произведения, играющая весомую роль в раскрытии характера Печорина. Во-первых, уникальность построения «Героя нашего времени» определяется расхождением фабулы (действий в хронологическом порядке) и сюжета (событий в композиционной последовательности). Если бы главы романа были расположены в правильных временных рамках, то содержание должно было быть следующее: «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист», «Бэла», «Максим Максимыч», «Предисловие к журналу Печорина». Но в действительности эта последовательность сильно нарушена. Возникает вопрос: зачем? Для этого требуется внимательно проанализировать сюжет. Все главы романа можно условно разделить на три части. Первая — повесть «Бэла» — читатель впервые знакомится с Григорием Печориным и узнаёт некоторые черты его характера через описания Максим Максимыча, простодушного, малообразованного штабс-капитана. Это лишь первые «наброски» к общему портрету главного героя, так как пожилой мужчина не способен понять всю сущность Печорина. Вторая часть — предисловие к журналу Печорина и глава «Максим Максимыч». Происходят более глубокое погружение в характер главного героя, так как читатель видит его уже со стороны рассказчика. В этой части даётся первое подробное описание внешности Печорина и его поступков. И третья — журнал Григория Александровича, через который становится ясен внутренний мир героя, объясняющий его поступки. Это наивысшая эмоциональная точка романа, полное погружение в сущность Печорина. Именно для постепенного раскрытия характера главного героя автор и использовал несоответствие фабуле. Все действия романа можно условно разделить на два уровня. Первый, верхний — это все внешние события произведения. Второй уровень — противостояние чувств, эмоций и характеров героев. В данном случае первый выступает «оболочкой» для нижнего уровня. Таким образом, акцент идёт не на поверхностные действия, а на внутренние миры героев. Композиция здесь имеет самое непосредственное значение (к моменту дуэли читатель знает, что Печорин не погибнет в схватке, а умрет по дороге в Персию — внимание обращается на чувства, испытанные главным героем: до и после дуэли). В итоге, композиция романа «Герой нашего времени» — это некий «инструмент» для полного и правильного раскрытия характера Печорина, а вместе с тем и всего общества XIX века. Обновлено: Опубликовал(а): Артуро Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|