|
Согласны ли вы с утверждением, что тема милосердия – ведущая в романе «Капитанская дочка»? (ЕГЭ по литературе)На протяжении всего творческого пути А. С. Пушкина волновали проблемы взаимоотношений власти и народа, дворянства и крестьянства, а также причины социальных противоречий, разделивших нацию и мешающих её единству. Восстание декабристов, требующих отмену крепостного права и демократической свободы, потерпело поражение. Главным источником их слабости был отрыв от народа, и поэт осознавал огромную пропасть между дворянами и крестьянами. Исследуя эту тему, он написал исторический труд о Пугачёвском бунте и роман «Капитанская дочка», в котором он пытался найти ответ на вопрос: как же объединить крестьян и дворян? Что может послужить решением проблемы взаимоотношений власти и народа? В главной сюжетной линии Пушкин сталкивает дворянина Гринёва и крестьянина Пугачёва. Впервые персонажи встречаются в главе «Вожатый». В портрете Пугачёва угадывается будущий предводитель крестьянского восстания: детали — чёрная борода, оборванный армяк, татарские шаровары, плутовское выражение лица, а также живые большие глаза, которые «так и бегали». Петра Гринёва сильно впечатлила «замечательная» наружность своего бродяги: в сцене, где персонажи едут в трактир, герою снится пророческий сон, символика которого предвещает дальнейшие события («топор», которым размахивает «мужик с черной бородой, «мертвые тела, кровавые лужи). Однако по закону чести (наказ отца беречь «честь смолоду») Гринёв не мог не отблагодарить человека, спасшего их в буране. Несмотря на протест Савельича (его недовольство подчеркивается риторическими восклицаниями «Господи владыко!» и психологизмом «простонал»), герой дарит Пугачёву заячий тулуп. Эта деталь впоследствии сыграет решающую роль в судьбе Гринёва. Пугачев не забудет его милости, того, что дворянин впервые посмотрел на него не как на раба, а как на равного себе человека, и в дальнейшем сам отплатит герою милостью («Век не забуду ваших милостей!»). Емельян Пугачев проявляет милосердие Гринёву дважды. В первый раз – в Белогорской крепости, уже захваченной Пугачёвым. Казак милует и отпускает Петра, даже несмотря на то, что герой отказывается целовать ему руку: Пугачев проверял стойкость и честь дворянина, но в любом случае он бы отпустил его, что подчеркивается психологизмом «с усмешкою». В дальнейшем, в сцене пира казаков, Пугачёв признаётся, что он помиловал Гринёва «за… добродетель». Во второй раз Пугачёв помогает Гринёву в главе «Сирота». Атаман едет вместе с Петром в комендантский дом к Швабрину, и несмотря на ложь Гринёва, отпускает влюбленных: «Казнить так казнить, жаловать так жаловать». Казак прощает герою всё за проявленное им когда-то милосердие и уважение. Швабрина же, низкого и подлого человека, пресмыкающегося перед своим предводителем и готового ради спасения своей жизни предать его (психологизм «упал на колени» в сцене освобождения Маши, диалог Пугачёва с Гриневым: «…свою шею выкупят моей головою…»), Пугачёв не уважает и предупреждает: «при первой вине» ему «припомнится и эта». В этом заключена мысль автора о том, что за жестокостью следует жестокость, а милосердие порождает милосердие. Милосердие можно проследить и в взаимоотношениях Екатерины II и Маши Мироновой, перекликающихся с взаимоотношениями Пугачёва и Гринёва. В главе «Суд» императрица, выслушав историю Марьи Ивановны, просящей милость, входит в ее положение и помогает Гринёву избежать наказания: «Я убеждена в невинности вашего жениха». Екатерина II не относится к бедной сироте свысока: психологизм («поцеловала», «обласкав», «разговорилась») показывает отношение к героине прежде всего как к человеку — такому же, как она. Для Пушкина истинным государем является тот, кто способен к милосердию, может смотреть на подданного как на равного себе человека. Автор сопоставляет Екатерину II и Пугачёва, готовых проявить человечность и доброта. Если бы не их милость, счастье главных героев — Петра и Маши — не состоялось бы. Таким образом, Пушкин находит ответ на свой вопрос: пропасть между дворянством и народом можно преодолеть только тогда, когда люди поднимутся над своей социальной ролью, увидят друг в друге равного себе человека, а сострадание, чей мотив пронизывает весь сюжет произведения, станет законом для обеих сторон. Поэтому можно сказать, что тема милосердия — ведущая в романе. Обновлено: Опубликовал(а): Анастасия Анисимова Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|