Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




«Мысль народная» в романе-эпопее «Война и мир» (Толстой Лев Н.)

Народ в романе своего рода связующее звено между путем личности и развитием истории, общей жизни. Народ, подобно семье, такое понятие во многом нравственное, а не только социальное. Народ у Толстого понимается двояко. В его романе сошлись два значения этого слова, существовавшие до него в русской литературе. Прежде всего народ означает нацию. Такой смысл вкладывал в это понятие, например, Белинский, называя «Евгения Онегина» народным произведением. Это понятие трактует значение слова «нация» как единый организм, живущий общими интересами и имеющий общую судьбу. В этом понятии нивелируются все социальные различия, все сословные перегородки и предрассудки. Апофеозом такого единения в романе является знаменитый эпизод охоты, в котором все и слуги, и господа поглощены одним стремлением, одним желанием, все на равных, и ловчий Данила может обругать барина, допустившего досадный промах.

Это единство живет общей жизнью, жизнью естественной, слитой с жизнью природы, сама эта жизнь подобна жизни природы, и барышне не зазорно визжать от восторга, как девчонке. Русский танец Наташи, барышни, воспитанной француженкой, но сумевшей найти верные движения, показывает, как в обстановке такого единения раскрываются национальные начала натуры. Единение людей и природы, по Толстому, равно национальному началу, это, собственно, и есть толстовская формула нации. Эпизод охоты подготавливает изображение в романе патриотической войны 1812 г. и во многом служит своеобразным объяснением причин победы русских.

Есть, однако, и другое значение слова «народ» более распространенное в то время, когда создавался роман, это простой народ, противопоставленный привилегированным сословиям. В своем понимании простого народа Толстой идет за Пушкиным, показывая двойственность, противоречивость крестьянского характера. С одной стороны, мы видим в народе бунтарское начало, недоверие к дворянам, проявляющееся в эпизоде богучаровского бунта; с другой любовь к барину, покорность, которую демонстрирует образ Алпатыча, явно восходящий к пушкинскому Савельичу.

Народу присуща крайняя жестокость в сочетании со своеобразным патриотизмом. Примером такого характера служит Тихон Щербатый и мужики его деревни, которые «французам зла не делали». Изображенные в романе черты народного характера отпугивают, заставляют содрогнуться. Одновременно народ является воплощением высочайших ценностей бытия, что представлено в образе Платона Каратаева.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.