|
«Мысль народная» в романе-эпопее «Война и мир» (Толстой Лев Н.)Народ в романе своего рода связующее звено между путем личности и развитием истории, общей жизни. Народ, подобно семье, такое понятие во многом нравственное, а не только социальное. Народ у Толстого понимается двояко. В его романе сошлись два значения этого слова, существовавшие до него в русской литературе. Прежде всего народ означает нацию. Такой смысл вкладывал в это понятие, например, Белинский, называя «Евгения Онегина» народным произведением. Это понятие трактует значение слова «нация» как единый организм, живущий общими интересами и имеющий общую судьбу. В этом понятии нивелируются все социальные различия, все сословные перегородки и предрассудки. Апофеозом такого единения в романе является знаменитый эпизод охоты, в котором все и слуги, и господа поглощены одним стремлением, одним желанием, все на равных, и ловчий Данила может обругать барина, допустившего досадный промах. Это единство живет общей жизнью, жизнью естественной, слитой с жизнью природы, сама эта жизнь подобна жизни природы, и барышне не зазорно визжать от восторга, как девчонке. Русский танец Наташи, барышни, воспитанной француженкой, но сумевшей найти верные движения, показывает, как в обстановке такого единения раскрываются национальные начала натуры. Единение людей и природы, по Толстому, равно национальному началу, это, собственно, и есть толстовская формула нации. Эпизод охоты подготавливает изображение в романе патриотической войны 1812 г. и во многом служит своеобразным объяснением причин победы русских. Есть, однако, и другое значение слова «народ» более распространенное в то время, когда создавался роман, это простой народ, противопоставленный привилегированным сословиям. В своем понимании простого народа Толстой идет за Пушкиным, показывая двойственность, противоречивость крестьянского характера. С одной стороны, мы видим в народе бунтарское начало, недоверие к дворянам, проявляющееся в эпизоде богучаровского бунта; с другой любовь к барину, покорность, которую демонстрирует образ Алпатыча, явно восходящий к пушкинскому Савельичу. Народу присуща крайняя жестокость в сочетании со своеобразным патриотизмом. Примером такого характера служит Тихон Щербатый и мужики его деревни, которые «французам зла не делали». Изображенные в романе черты народного характера отпугивают, заставляют содрогнуться. Одновременно народ является воплощением высочайших ценностей бытия, что представлено в образе Платона Каратаева. Обновлено: Опубликовал(а): Chameleonette Shadows Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|