Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




«Республиканское устройство — единственное, вполне соответствующее праву людей устройство, но установить, а тем более сохранить его до такой степени трудно, что, по мнению многих, оно должно было бы быть государством ангелов...» (И. Кант) (ЕГЭ обществознание)

Работа И. Канта «К вечному миру» охватывает широкий спектр обществоведческих проблем. Одна из них « вопрос о формах правления. Кант делит их на два вида: республику и деспотию, противопоставляя их друг другу. Критерием же, по которому можно их отличить, Кант называет широту представительной власти: больше она, шире — ближе форма к республике, чем меньше в ней людей задействовано — тем государство деспотичнее. Однако в приведённом высказывании поднята не сколько проблема возникновения республики, сколько её способности выжить, сохраниться.

Мнение Канта состоит в том, что республика является идеальной формой правления, однако в полной мере никогда не сохранимой в силу «эгоистических склонностей» человека, и я согласна с этим мнением. Разберём суть этого высказывания.

Для того, чтобы иметь возможность рассуждать о примерах, подтверждающих или опровергающих слова Канта, разберём базовое понятие из него. Республика « это форма правления, при которой высшие властные полномочия осуществляют выбираемые на определённый срок должностные лица. Реализуется этот принцип в различных формах: президентской (дуалистической), парламентской, смешанной или теократической. Однако стоит отметить, что основная черта республики, выделяемая Кантом — не выборность власти, но отделение исполнительной власти от законодательной в противовес деспотизму (демократии) — при демократии, по его словам из того же трактата, решают «все, которые не все», что означает постоянное недовольство некоторой части общества некоторыми вопросами, нестабильность из-за необходимости исполнения законов, данных самим же народом при том, что принимались они также не всем народом единогласно, что нарушает их свободу. При республике же система устанавливается сообразно с принципами свободы населения и их правами. Закон в республике не зависит ни от кого и обладает верховной властью — властвуют, таким образом, «не люди, а законы».

Отметим важный факт: работа «Вечный мир» была опубликована в 1795 году, в разгар Великой Французской Революции. Именно в этот момент перед ним стояла актуальная задача «прикладного применения Просвещения» ради сохранения стабильности Франции. Разумеется, просветители возлагали на новое государство как республику великие надежды, которые не оказались оправданы « республиканская Франция явно не ратовала за сохранение мира. Таким образом, республика оказывается лишь идеалом, недостижимым в описываемой форме, и словами об «эгоистических склонностях» Кант делает поправку на человеческую природу, не допускающую власть исключительно законов.

В современной жизни же сделанный Кантом вывод также всё ещё остаётся актуален. Приведу факт из неё в подтверждение его слов. Республика Азербайджан была провозглашена президентской республикой после выхода из состава СССР в 1991 году. С тех пор пост президента занимали фактически 4 человека, получившие его в результате выборов — некоторое время законы господствовали. Однако в ходе передачи власти от третьего президента Гейдара Алиева к его сыну Ильхаму Алиеву произошёл переход означенной структуры в форму, называемую суперпрезидентской республикой. Такая форма отличается от обычной президентской республики тем, что президент в ней обладает бесконтрольными полномочиями по отношению к правительству – иными словами, имеет возможность единолично назначить любого преемника, а в случае протеста распустить парламент. В свою очередь, последний не имеет права выдвигать импичмент. Людские «эгоистические склонности» одержали верх, и республика в истинном смысле этого слова существовала совершенно недолго.

Таким образом, можно говорить об актуальности слов Канта как для современной ему эпохи, так и для времён, современных для нас. Идеал республики на то и называется идеалом, чтобы быть недостижимым. В реальной же жизни полная власть независимого от людей закона невозможна, и человеку придётся смириться с поправками на желание других людей вмешаться в закон и изменить его курс, тем самым делая стопроцентную стабильность как основу республики невозможной.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.