|
«Там, где нет конкуренции, спится лучше, но живётся хуже» (ЕГЭ обществознание)В своем высказывании неизвестный автор поднимает идею противоречивости конкуренции. Он хочет донести до нас, что несмотря на то, что конкуренция стимулирует экономическое развитие, вместе с этим у неё есть ряд значительных недостатков. Я абсолютно согласна с автором. Эту идею можно рассмотреть как минимум в двух аспектах: конкуренция и её основные виды, а также позитивные и негативные черты конкуренции.
Для обоснования своей позиции обратимся к теоретическому смыслу 1 аспекта. Из курса обществознания мне известно, что конкуренция — это экономическое соперничество между участниками рынка за право получения большей доли определенного вида ограниченных ресурсов. Существует 2 вида конкуренции: ценовая и неценовая. Ценовая представляет собой снижение цены за аналогичную продукцию по сравнению с другими конкурентами, неценовая же — это борьба за высокое качество, широкая реклама и многое другое. По различным видам конкуренции различаются и рынки — существуют рынки совершенной и несовершенной конкуренции. Рынок совершенной конкуренции — это рынок чистой конкуренции: множество фирм, предлагающих однородную продукцию. Рынок несовершенной конкуренции — это рынки чистой монополии (на рынке 1 фирма и её продукт уникален), олигополия (основная часть рынка принадлежит 4-5 крупным фирмам) и рынок чистой монополистической конкуренции (рынок множества фирм, предлагающих сложную (но не одинаковую) продукцию). Таким образом, конкуренция — сложный механизм, и если производитель не сможет вникнуть во все её хитрости, то потерпит крах.
Приведем пример из истории, подтверждающий мою мысль. Ярким примером неценовой конкуренции является конкуренция между напитками "Pepsi" и "Coca-Cola". Несмотря на то, что первый напиток вышел почти на 12 лет позже второго, сейчас он имеет почти такой же спрос, как и его соперник. Но "Coca-Cola", все-таки, остается более популярным напитком, хотя в 2009 году академия Masterforex-V доказала, что состав почти идентичный. Так в чём же секрет? Во-первых, компания "Сoca-Cola" всегда делает упор на подачу, в основном — на рекламу. Их знаменитый напев "праздник к нам приходит" уже более 15 лет транслируется на телевидении и "заедает" у потребителей в голове, что, естественно, побуждает интерес к продукции. Во-вторых, компания не боится делать упор на лидерство на рынке. В 1970 году "Coca-Cola" выдвинула слоган "это — первоклассная вещь", тем самым убедив потребителей в качестве своей продукции. Таким образом, методы неценовой конкуренции очень эффективны и помогают компаниям развиваться. Делая упор не на цену, а на качество и оформление, производитель меньше рискует остаться "ни с чем".
Обратимся ко 2 аспекту для обоснования своей позиции. Как известно, у любого явления есть как положительные, так и отрицательные черты, и конкуренция — не исключение. К позитивным чертам можно отнести то, что конкуренция ограничивает возможность возникновения монополий. Монополия - это вид ситуации на рынке, при котором наблюдается господство одного производителя или продавца, имеющих полный контроль над ценами. Это ограничение не позволяет монополии диктовать свои условия и создает выгодные предложения для покупателей. Не стоит забывать и про то, что конкуренция создает возможность выбора для потребителя — сражаясь за своё "место под солнцем", производитель снижает цены, улучшает качество и производит то, чего хотят покупатели. Также конкуренция заставляет экономику гибко реагировать на изменение обстановки. К негативным же чертам можно отнести постоянное разорение некоторых товаропроизводителей (из-за того, что не выдерживают конкуренции), большие затраты на рекламу и использование методов нечестной борьбы (шантаж, подкуп и т. д.) Подводя итог, можно сказать, что несмотря на все свои минусы, без конкуренции невозможно представить современный рынок.
Приведем пример из СМИ, подтверждающий мою мысль. На новостном портале "Риа-новости" я прочитала статью, в которой рассказывались методы нечестной борьбы сети ресторанов быстрого питания "Burger King" и "Macdonals". Первая компания очень часто пытается задеть вторую с помощью провокационной рекламы. Так, в Москве был замечен случай, когда рядом с заведением Макдональса Бургер Кинг повесил рекламный плакат о том, что "настоящие и качественные бургеры" находятся этажом ниже, в то время как именно их заведение и находилось этажом ниже. В Санкт-Петербурге же, Макдональс пообещал давать очки при заказе определенного набора, и Бургер Кинг быстро среагировал, повесив ответную рекламу, назвав своих конкурентов неразумными и пообещав дарить дождевики при заказе кофе. Из-за подобной рекламы у Бургер Кинга, конечно, по сей день наблюдается наплыв новых клиентов. Таким образом, даже методы нечестной борьбы помогают производителям продвинуть свой товар, но мне кажется, при использовании такого вида конкуренции нужно в любом случае оставаться человеком с определенным набором моральных качеств.
Итак, с высказыванием неизвестного автора невозможно не согласиться. Конечно, при отсутствии конкуренции для производителей наступила бы беззаботная и легкая рыночная ситуация, но при таком раскладе непременно бы страдали потребители. Умеренная конкуренция, по моему мнению, очень важна. Обновлено: Опубликовал(а): gryaz Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|