|
Вы здесь: Критика24.ру › Пушкин А. С.
Как изображаются цари и императоры в лирике Пушкина? (Пушкин А. С.)В лирике Пушкина регулярно встречаются образы правителей, как выдуманных или собирательных, так и конкретных. Рассмотрим примеры таких образов в стихотворениях школьной программы и попытаемся определить авторское к ним отношение. В одном из самых известных гражданских стихотворений Пушкина «Вольность» царей сразу много, и они друг от друга отличаются. Пойдём по порядку. Уже в первой строфе мы видим, как «свободы гордая певица» называется «грозой царей», это многое говорит о политических взглядах молодого Пушкина. Он противопоставляет свободу царям, и отдаёт явное предпочтение свободе. Судя по тому, что лирический герой хочет «воспеть Свободу» (даже с заглавной буквы, подчёркивая её значимость и торжественность) и поразить порок на тронах, в стихотворении есть подтекст недовольства вполне конкретным царём, правившем в то время Александром I. В четвёртой строфе уже в явном виде высказывается идея верховенства закона и вольности над царём, в которой прослеживается восхищение конституционной монархией. В шестой строфе автор снова это повторяет: царь не может быть выше закона, после чего начинает рассуждать о французской революции. К ней у автора неожиданно отрицательное отношение, он считает её торжеством беззакония, казнь Людовика — несправедливой, а Наполеона — тираном. Можем сделать вывод, что для автора, несмотря на его либеральные мечты, царь остаётся незаменимой фигурой. Такая же вера в царя встречается в стихотворении «Деревня», где автор надеется, что царь отменит крепостное право. Уважение к царю можно увидеть и в стихотворении к «Поэту», где сам поэт называется царём, как сильная и независимая фигура. Затем в «Вольности» идёт ещё один пример несоблюдения законов и вольности: описание гибели Павла, которого сравнивают с очень жестоким и сумасшедшим императором Рима Калигулой. Заканчивается ода очередным наставлением царям о важности закона, подчинение которому приведёт к процветанию монарха. Такая же вера в царя встречается в стихотворении «Деревня», где автор надеется, что царь отменит крепостное право. Образ Наполеона возвращается в стихотворении «К морю», где он, однако, получает совсем другую оценку. Остров Святой Елены называется «гробницей славы», сам Наполеон — властителем наших дум, воспоминания о нём величавы. В этом стихотворении он предстаёт великим и прославленным правителем. Кроме того, следующие далее рассуждения о судьбе народа (Судьба людей повсюду та же:/ Где капля блага, там на страже /Уж просвещенье иль тиран) подразумевают, что Наполеон не был тираном. Вряд ли бы автор стал противопоставлять прошлое с Наполеоном и Байроном настоящему с просвещением и тиранией, если бы видел между ними схожесть. Хотя пример соединения царского величия и в то же время холодного и безразличного отношения к простым людям есть в более поздней поэме Пушкина «Медный всадник». Другое стихотворение с образом царя — это «Анчар». Оно, в отличие от прошлых, не политическое, а скорее философское, похожее на притчу. В нём на первый план выходят гуманистические идеи, а не социально-политические. (Но человека человек / Послал к анчару властным взглядом) «Владыка» в стихотворении называется непобедимым, но это описание здесь резко негативное, ведь его непобедимость заключается в том, что он распоряжается судьбами людей, которые сами себя убедили, что бессильны перед ним. Раб мог не приносить яд владыке, и тем самым спасти других жертв его господина, но ему не пришла в голову такая мысль — вся власть этого правителя в запуганном и подавленном состоянии его людей. Это подтверждается и эпитетом «послушливые стрелы», его люди — не более, чем его стрелы. Кроме того, этот царь беспокоится не о благополучии своих подчинённых, а о том, чтобы возвыситься над другими царями (И с ними гибель разослал / К соседям в чуждые пределы). Правда, к этим мыслям автор только подталкивает читателя, но сам сохраняет спокойный повествовательный тон. Обновлено: Опубликовал(а): aaika Внимание! Спасибо за внимание.
|
|