|
Базаров и Кирсанов — сравнительная характеристика (Тургенев И. С.)Кирсанов Павел Петрович и Базаров Евгений Васильевич герой романа И. С. Тургенева "Отцы и дети". Мы видим персонажей в спорах и даже в дуэли, что же движет ими в словесных схватках? Может ли быть что-нибудь общего у аристократа и молодого нигилиста? Павел Петрович Кирсанов, брат Николая Кирсанова и дядя Аркадия. Из его биографии пересказанной Аркадием Базарову мы узнаём, что он человек военный, в своё время был очень уважаемым в высшем обществе: "...его носили на руках и он сам себя баловал". Павел был невероятно красив, отличался смелостью и ловкостью. В двадцать восемь лет он был уже уже капитаном, но карьерному росту помешала страстная влюбленность в княгиню Р. Сединиться навсегда с ней так и не вышло. Через некоторое время после расставания она скончалась. И Павел Петрович остался навечно жертвой трагической любви, переехал в имении к брату, создавал впечатление гордого аристократа с печальным прошлым: "...он глубоко несчастлив, поверь мне; презирать его — грешно". В реакции на появление в доме Базарова мы видим, казалось бы, всю сущность Павла Петровича. Аристократ и либерал старого образца, Павел Кирсанов чтит "принсипы" и презирает Базарова за его развязность. Читателям дают возможность понять его истинное одиночество и увидеть в его вспыльчивости желание доказать себе свою правоту, и отстоять достоинство. Базаров Евгений Васильевич, разночинец, нигилист со стойкой верой лишь в естественные науки. В спорах он сохраняет спокойствие, манеры его простые и совершенно развязные. Базаров всё отрицает, презирает романтизм и отлично разбирается в химии и медицине в целом. Но что же скрывается за его "отрывистыми и неохотными" ответами? Даже первое знакомство с Базаровым показывает чувства в его душе, который тот скрывает от окружающих и даже от самого себя: "тонкие губы Базарова чуть тронулись, но он ничего не отвечал и только приподнял фуражку". Мы с самого начала романа видим несовершенство его теории и ошибки нигилизма: слепое отрицание чувств, неверие в силу искусства. Базаров подвергается испытаниям, которые постепенно показывают неправильность столь радикальных мышлений. Евгении противоречит сам себе, ругая Аркадия за использование "противоположных общих мест", сам же переворачивает в споре любую фразу Павла Кирсанова, отрицает любую его мысль. Потом Базаров на себе испытывает силу любви. И как бы он себя не отговаривал от любых проявлений чувств, Евгению пришлось усомниться в теории всеобщего отрицания. Мы видим, как Базаров борется за свои убеждения прежде всего с самим собой. Отрицание Базарова имеет демократические истоки, питается духом народного возмущения, такую позицию чрезвычайно трудно сдержать. Но стоит отдать должное Евгению за верность своим убеждениям, парень держался своей теории до самой смерти: "всё равно вилять хвостом не стану!". Итак, мы видим двух людей совершенно различных в своих убеждениях, но схожих в общем заблуждении. Обновлено: Опубликовал(а): Кунти22 Внимание! Спасибо за внимание.
|
|