|
Вы здесь: Критика24.ру › Есенин С. А.
Есенинская «Инония» как отражение русского мировоззрения (Есенин С. А.)«Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся...» (Евангелие от Матфея)
Со дня Великой Октябрьской революции прошло более ста лет. Но споры об этом историческом событии идут до сих пор. Дискутируют, главным образом, о последствиях революции, о её влиянии на русскую душу. Теперь многим очевидно, что марксистские идеи были не совместимы с особым миропониманием нашего народа и потому не подходили для России. Но тогда, сто лет назад, мало кто задумывался, что принесёт революция на практике; гораздо сподручнее было строить утопические планы, даже не пытаясь сравнивать мечту с прозаической реальностью. Революцию встречали с восторгом не только низшие слои общества, но и представители русской богемы. Свою лепту во всеобщее ликование внес и великий поэт С. А. Есенин. Самое яркое его произведение, навеянное революционными событиями, - «маленькая поэма» с недвусмысленным названием «Инония» («Иная страна»). Это произведение малоизвестно, а между тем, из всех утопий есенинская идея самая интересная. «Инония», по словам самого поэта, отразила «крестьянское понимание» революции. А вместе с тем, в поэме неожиданно проявилась одна из особенностей русской души – природное стремление к истине. Политический переворот, произошедший в стране, Есенин считал началом духовного обновления России. Он верил, что с падением «старого мира» люди обратятся к высоким идеалам, в поисках «ключей» от «тайны мироздания»: «Будущее искусство расцветет в своих возможностях достижений как некий вселенский вертоград, где люди блаженно и мудро будут хороводно отдыхать под тенистыми ветвями одного преогромнейшего древа, имя которому социализм, или рай…» (Есенин «Ключи Марии»). «Подобно многим, в революцию Есенин принял Антихриста за Христа» — писала исследовательница жизни и творчества поэта Наталья Сидорина. И она, безусловно, права. События октября 1917 года не могли принести культурного возрождения, на которое так надеялся Сергей Александрович. Марксизм, несмотря на то, что не отрицал влияния на развитие общества высоких идей, считал духовную сферу вторичной. Его идеологи полагали, что мировоззрение человека складывается под влиянием внешних факторов, т. е от «среды». Бог или любая другая Высшая сила для этого не нужна. Социалисты были убеждены, что люди сами способны построить свое счастье, стоит только создать для этого условия, изменив политическую систему. Идея заманчивая, не правда ли? Такое простое решение проблемы поражает воображение. И нет ничего удивительного в том, что люди поверили в возможность создания «рая на земле». Только каждый видел этот «рай» по-своему. Что до Есенина, то он в «Инонии» попытался изложить крестьянское понимание «идеального мира». Позиция поэта, полностью изложенная в его «маленькой поэме» «Инония», не получила благоприятного отзыва ни от представителей марксисткой идеологии, ни со стороны русской эмиграции. Первые увидели в произведении воплощение «мечты кулака», вторые осудили поэму за богохульство. Поэт Ходасевич назвал «Инонию» «антихристианской и кощунственной», а Бунин написал о ней: «…Инония уже не нова. Обещали ее и старшие братья Есениных… «Обещаю вам град Инонию!» — но ничего ты, братец, обещать не можешь, ибо у тебя за душой гроша ломанного нет…». В Советской России поэму Есенина тоже не одобрили. Идея, проповедуемая поэтом о духовном возрождении человека, была чужда социалистам. Новая власть в стране стремилась искоренить не только православие как исконно русскую веру, но и вообще любую религию. И то, что Есенин заменил Христианского Бога на своего собственного, не спасло поэму от критики. Социалистическому государству не нужны были возвышенные идеи. А искусством в РСФСР признавалось лишь то, что соответствовало советской идеологии. Об этом Есенин писал еще осенью 1918 года в своем теоретическом произведении «Ключи Марии»: «Вот потому-то нам так и противны занесенные руки марксистской опеки в идеологии сущности искусств. Она строит руками рабочих памятник Марксу, а крестьяне хотят поставить его корове. Ей непонятна грамота солнечного пространства, а душа алчущих света не хочет примириться с давно знакомым ей и изжитым начертанием жизни чрева». Поэты должны посвящать себя изучению высоких материй, а не служению государственной идеологии. Для Есенина целью искусства оставалось стремление к истине. Такая подход отличал поэта от большинства его современников. Кроме того, Есенин был убежден, что человеческую душу вообще нельзя заключать в какие-либо рамки. И тут уже речь идет не только о подчинении искусства идеологии. Еще одним фактором, заслоняющим от людей от «солнца истины», Есенин считал православную веру. Именно поэтому в «Инонии» так много богохульных высказываний, возмутивших критиков с христианским миропониманием: «Тело, Христово тело, выплевываю изо рта». Но, даже отрицая православные святыни, Есенин не представляет без Бога и веры. В своих кощунственных он выступает не против самого Христа, а против «казенной церкви», которая закрыла от мира истинный лик Господа. Литературный критик Иванов-Разумник объясняет: «Есенин борется не с Христом, а с тем лживым подобием его, с тем «Анти-Христом», под властной рукой которого двадцать веков росла и ширилась историческая церковь». А сам Есенин, по свидетельству А.Блока, говорил на этот счет: «Я выплевываю Причастие не из кощунства, я не хочу страдания, смирения и сораспятия. Мой Бог – это Бог живых, это наше понимание, крестьянское». Поэт искренни верил, что революция принесет «обновление человеческого духа» и потому его «антихристианская» «Инония» это, по выражению Иванова-Разумника, «богоутверждение нового Слова». Есенин уже не ищет Бога, а создает его сам, в соответствии со своими идеалами: «Я иным тебя, Господи, сделаю, / Чтобы зрел мой словесный луг!». В христианском понимании страдание — это самый короткий путь к Богу. Только претерпев мучения, человек достигает нравственного совершенства. Бог отдал собственного сына Иисуса Христа на поругание и смерть ради человеческого спасения, тем самым доказав, что жертвенность – есть высочайшее проявление любви. Это главный принцип православия. Есенин же не считал страдание дорогой к истине. Он провозгласил новую веру «без Голгофы». Его лирический герой называет себя «пророком» новой жизни, где не будет жестоких властителей: «Обещаю вам град Инонию, / Где живет Божество живых!». Есенин лишь заменяет представление о Господе, но не отрицает само существование высшей силы. Его «Инония» — это тоже религия. Центральное место в ней занимает духовно обновленный человек, способный совершить «революции на земле и на небесах». Есенин в своем творчестве открыл главную мечту всего русского мира — желание обрести истинного Бога. Идеал поэта совместил в себе церковное представление о Высшей силе и верования древних славян. По мнению, известного философа-богослова И. Ильина, в творчестве Есенина «выразилось особое христианство, соединившее в себе и православие и язычество». Таким образом, есенинская «Инония» ни в коем случае не является антирелигиозным произведением. Напротив, в поэме отразилось истинно русское мировоззрение, главная особенность которого - потребность в вере. Наш народ издревле волновала «тайна мироздания», никогда для русских людей не было ничего важнее, чем стремление к нравственному совершенству. Представление Есенина об идеальном мире построено все на тех же возвышенных идеях. Так, поэма, посвященная утопическим планам, превратилась в прекраснейшую иллюстрацию русского мировоззрения. Обновлено: Опубликовал(а): Маро Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по темеИ это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|