|
В каких произведениях русской классики показаны столкновения взглядов и в чём они перекликаются с «Отцами и детьми» И. С. Тургенева? (ЕГЭ по литературе)В романе Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети» основой конфликта становится столкновение взглядов между Евгением Базаровым и Павлом Петровичем Кирсановым. А различность убеждений между героями в романе «Обломов» И. А. Гончарова и в драме «На дне» Максима Горького даёт возможность найти общие точки с произведением И. С. Тургенева. В романе Гончарова идейными противниками являются Илья Обломов и Андрей Штольц. Едва ли найдутся настолько разные люди, которые к тому же являются и друзьями. Штольц — это человек-движение, в постоянной работе над собой во всех направлениях, образец дисциплины и трудолюбия. Он приверженец всего нового и продуктивного, однако во многое не верит и не признает авторитетов, что делает его похожим на Евгения Базарова: «То, что не подвергалось анализу опыта, практической истины, было в его глазах оптический обман». Заявления Обломова о презрении к переменам: «Ну, пусть эти некоторые и переезжают. А я терпеть не могу никаких перемен!» напоминают нам образ консервативного Павла Петровича. В различности характеров этих героев, мы уже видим идеологическую борьбу, которая продолжается на страницах романа до самой смерти Ильи Ильича. Герои произведения Ивана Сергеевича Тургенева также были описаны совершенно разными людьми, что изначально давало возможность читателям предположить наличие и возможность конфликтных ситуаций между двумя сторонами. Тут присутствует схожесть между двумя произведениями, ведь ценностная и убежденческая война между Павлом Петровичем и Евгением Базаровым продолжается до самой кончины последнего. Штольц постоянно пытается взбодрить, поставить на ноги и заставить жить друга по-настоящему, но их взгляды настолько различны, что все намерения и труды Андрея оказываются бессильными перед ленью и убеждениями Обломова, так и аргументы Кирсанова и Базарова не доходят друг до друга. Вспомним драму Максима Горького «На дне», в ней главными идейными противниками являются старик Лука и шулер Сатин. Как и у Евгения с Павлом Петровичем, у них есть свои «скелеты». Так, например, Сатин пробыл в тюрьме 5 лет за убийство, а Лука, по мнению обитателей ночлежки, сбежал с исправительных работ. Старик подает себя как проповедника, облегчающего тяжёлую судьбу жителей ночлежки и потому говорит о спасительных свойствах лжи «Не всегда правдой душу вылечишь», в противопоставление ему Сатин утверждает, что «Ложь — религия рабов и хозяев». Лука стремится с мягкости и наличию «розовых очков», ведь мир итак слишком безжалостен и жесток, шулер не соглашается с ним и с агрессией доказывает: «Человек — вот правда!». Их столкновения и споры идут до исчезновения старика из ночлежки, что напоминает нам гибель Базарова. Непримиримость взглядом, резкость в отклонении позиций друг друга и разная «правда о правде» мысленно сопоставляются со словесными баталиями Кирсанова и Евгения. Главные сходства двух произведений — это уверенность в собственной правоте, нетерпимость к противнику. Таким образом, мы наблюдаем схожести у всех трех произведениях: герои непримиримы и спорят до самого конца, чаще всего агрессивно выражают свое мнение и не считаются с несогласными. Обновлено: Опубликовал(а): Дарья Вадимовна Старенченко Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|