|
«Макар Чудра» (Горький Максим)Свобода бывает не только физической, но и духовной, ведь можно сидеть в тюрьме, но быть свободным. А гордость не всегда является игрой на публику, иногда она просто выступает, как неотъемлемая часть собственного я наравне с внутренней свободой. Именно эти две ценности соединились в настолько разных и одновременно одинаковых душах героев рассказа. С чего же всё началось… с моря. Автор с самого начала настраивает читателя на дух гордой свободы, одиночества. «С моря дул влажный, холодный ветер…». Именно о холодной мечте и идет речь. Повествование идет от лица старого, повидавшего многое цыгана — Макара Чудры. Он не мало повидал в жизни, ему есть, о чем рассказать. Но в каждом его слове сквозит один единственный призыв — будь свободен, будь волен. Он всю жизни идет поэтому не понятному, по его мнению, русскому человеку принципу. Но почему же этот старый цыган выбрал именно такую жизнь? Наверное, первая причина в том, что ему и не приходилось особо выбирать, ведь всем известно. Что цыгане — это кочевой народ, но ведь это связано именно с физической свободой, а Макар говорит про душевную. Быть свободным, но никому этого не показывать, дышать полной грудью и при этом жить как все. На это способен не каждый. Лишь тот, кто точно знает цель в жизни, у кого главная мечта, это быть независимым, кто не желает и не ступит на неправильный путь сможет обрести ту самую свободу. Об этом говорил старый цыган. Чтобы стать свободным и достичь этого внутреннего желания, нужно быть не просто сильным внутренне, но т обладать верностью своей мечте. Такие мысли возникли у меня при первых минутах чтения этого рассказа. Но, как только мне показалось, что я достигла главной мысли, действие переносится с берега моря в степь, где разворачивается настоящая война вольных сердец двух молодых людей. Лойко Зобар, молодой цыган восхищает всех своей насыщенной жизнью, яркой внешностью, приятной наружностью и многими талантами. Восхищает всех, кроме первой красавицы – Радды. Ещё в самом начале истории, которую рассказывает старый Макар, понятно, что это не простая девушка. Она независима, так как может отказать даже самому богатому и завидному купцу, сильна, потому что ведется на красоту и известность молодого Лойко, но, что самое главное, она вольна и горда, ведь она способна терпеть любые испытание, связанные с её свободой и честью. Но, в тоже время, и молодой цыган не так прост, как кажется. Он был добор, честен, открыт, так же обладал такой важной чертой, как душевная щедрость, то есть он мог посвятить всего себя человеку, не требуя ничего взамен, или отдать чужому что-то дорогое или важное, не попросив взамен ничего. «… поездит, да и продаст, а деньги кто хочет, тот и возьмёт. У него не было заветного — нужно тебе его сердце, он сам вырвал бы его из груди, да тебе и отдал, только бы тебе от того хорошо было…». Но была там и другая сторона, был цыган не постоянен, «он любил только коней и ничего больше, и то недолго…». Но всё же это ещё одна, хоть и незначительная, черта свободного и вольного человека, любящего скорость и простор. Но вот, произошла встреча этих молодых людей. Зобар, как и следовало ожидать, при первой возможности начинает заигрывать с красавицей, чтобы произвести должное внимание. Он, пользуясь всеобщей популярности, конечно же, не оставался и без внимания девушек, что ему как и любому человеку сильно стило. Но вдруг, на его пути возникла такая особа, как Радда. По сравнению со всеми предыдущими женщинами, она была как непреступная скала: на шутки и лесть отзывалась с обидой, а на песни, которыми все восхищались, отзывалась насмешками. Всё это раззадоривало молодое сердце Лойко, им овладевал азарт и злоба, ведь ещё никто так долго не сопротивлялся его обаянию. Кода наступил последний момент этой схватки двух вольный душ, Радда победила, дождавшись предложения от молодого цыгана. Но в этой победе она видела не просто очередной трофей, это был главный приз. А поединок был не на любовь, а на гордость и свободу. Девушка решила сразить противника наповал и предложила ему унизиться перед ней и другими, чтобы добиться её руки. Но мы не знаем, как бы развивалась история дальше, если бы не тот факт, что Зобар был не так прост, как казался красавице сначала. В нём как и в ней было скрытое желание независимости и полной свободы, и эта, можно сказать главная черта в его характере пересилила даже желание жить. Он убил Радду, холоднокровно, целенаправленно, без капли сомнения, он воткнул нож в её грудь и ни разу не пожалел о содеянном. Именно в этот момент обе души обрести ту самую свободу и спокойствие. Ведь нельзя предполагать, что Радда не думала о том, что всё так обернётся. Она точно это знала и с улыбкой смотрела в будущее. Она умерла с верностью свой свободе, независимости, воле. Даже на последнем испытании жизни девушка осталась верной своей свободе и не сдалась. Что же касается Лойко? Он тоже знал на что идет. В его сердце ни на минуту не возникло сомнения насчет того, что сказала Радда. Душа ни за что бы не позволило отуманенному рассудку пренебречь независимостью и честью ради обманчивой красоты. Цыган так же знал, что последует после его действий. Смерть. Но он гордо смотрел ей в лицо и лишь усмехался, так как уходил победителем, сохранившим всё честное и прекрасное, что в нём было. Рассказ впечатлил меня до глубины души. Всегда поражает свобода, особенно внутренняя. Двое молодых доказали, что неважно сколько ты живешь, главное то, как ты живешь. Если всю жизнь ты пресмыкаешься и угождаешь другим, то умрешь ты так же — в унижении и неуважении. А если же ты шел весь этот путь, пусть даже короткий, с высоко поднятой головой, то тебя будут оплакивать, как свободного сокола, как степного орла. В данном рассказе мечта объединена в целью и жизнью жизни. Она представлена как нечто высшее человеческого рассудка и людских мыслей. Она не материальна, и её нельзя купить за деньги, этой мечты можно достигнуть лишь сердцем и душой. Обновлено: Опубликовал(а): pollysha_19 Внимание! Спасибо за внимание.
|
|