|
Софокл «Антигона» (Читательский дневник)1. Время создания: Данная трагедия, по предположениям, была написана в марте/апреле 442 года до нашей эры. 2. Место создания: Произведение «Антигона» было написано, предположительно, в Афинах (Софокл жил там примерно в этот промежуток времени). 3. Автор перевода и год первого издания перевода: Фаддей Францевич Зелинский, 1892 год. 4. Жанр: Трагедия. 5. Основные темы произведения: Одной из тем является проблема власти. Креонт, придерживаясь мыслей о государственном устройстве, отходит от нравственности, от законов в людской жизни и от воли Богов. Он идёт против всяких законов своим приказом отдать тело Полиника на растерзание псам. Ещё одна тема — семейный конфликт, который происходит между Полиником и Этеокла. Они ссорятся и второй из них изгоняет первого из Фив. Результатом их взаимоотношений является война, в которой оба погибают. Далее хочется отметить тему нравственности, ведь Антигона следует ей. Она не разделяет своих братьев на победителя и предателя, а относится к ним однозначно. Тема народа и власти рассматривается в данном произведении однобоко, но расширенно. Креонт приговаривает Антигону к казни за ослушание его приговора и неповиновение. При этом народ жалеет её и не согласен с решением правителя, однако, они боятся выступить против него. Тема любви и преданности раскрывается с трёх разных сторон. Во-первых, это любовь сестры к сестре. Исмена готова принять смерть вместе с Антигоной, та же в свою очередь хочет, сохранить ей жизнь. Во-вторых, это любовь мужчины и женщины. Сын Креонта, являющийся женихом главной героини, заявляет своему отцу, что если народ больше не увидит Антигону, то и они больше не встретятся. В-третьих, это любовь матери к сыну. Когда царица узнаёт о смерти своего сына, она прощается и со своей. 6. Сюжетные линии, конфликты и перипетии (их количество и наличие зависит от рода литературы и жанра): В данном произведении, по моему мнению, одна сюжетная линия, которая тянет за собой всю остальную трагедию. Основа: разлад между Этеоклом и Полиником, война и кончина обоих. Из этого следует закон Креонта, ведущий за собой наказание для Антигоны и её гибель, из-за этого происходит смерть царевича, а от этого тянется нить к гибели царицы. Я считаю это основной, так как не будь этого, не было бы и всего остального. Но, однако, задатком сюжета можно считать и решение Креонта творить то, что ему заблагорассудится, считая свои решения и своё мнение выше обычаев и традиций, данных Богами. Ведь это, по большей части, тоже сыграло свою роль. Не будь его распоряжение о погребении братьев, не было бы и нарушения этого Антигоной. 7. Композиция и структура: А) Завязка сюжета: является ссора между Полиником и Этеоклом, а также последующая из этого война между братьями и гибель обоих. Б) Развитие действия: воля Креонта на погребение Полиника и Этеокла, которая ведёт за собой ослушание Антигоны. В) Кульминация: к Креонту приходит один из Богов, Тисей, и говорит, что царь поплатится за свои поступки. Антигона погибает, следом за ней себя убивает царевич, царевна от горя вонзает в себя кинжал и прощается со своей жизнью. Г) Развязка сюжета: Креонт остаётся один и оплакивает тела своих родственников, понимая, что он виноват в этом и его поступки были неправильными. 8. Персонажи (краткая характеристика персонажей, их роль и в сюжете): Антигона: главная героя произведения Софокла. Её главная черта в характере это сила воли и отсутствие страха перед Креонтом. Она одна единственная не боится противостоять ему и нарушает его запрет — хоронит своего брата в соответствии с обрядом. Антигона чтит традиции общества, в котором живёт. Девушка прекрасно осознаёт, что она права в сложившейся ситуации и действует в соответствии со своей позицией. Это характеризует её как стойкую и прямолинейную. Она смело идёт на гибель, но при этом не хочет умирать и даже в какой-то степени боится смерти. Антигона способна любить, любить искреннее, любить чистой любовью. Это проявляется в том, что она отдаёт дань своему брату, не испытывает к нему ненависти, несмотря на то, что он совершил в своей жизни. Креонт: имеет в произведении пусть и не главную, но и не самую последнюю роль. Является в какой-то степени циничным. Скорее всего, герой очень самовлюблён. Это проявляется в том, что он уверен в правоте своих действий, а также в том, что его мнение и позиция для него самого важнее и ценнее воли Богов. Он готов применить любые жестокие меры к тем людям, кто не согласен с ним. Креонт является суровым и непреклонным. Единственный, кто был способен его переубедить — Бог Тисей, который сообщил ему, что, благодаря такому поведению, герой потеряет своего сына. В конце произведения Креонт понимает, что был неправ, и раскаивается в своих поступках, но только уже поздно это делать. Обновлено: Опубликовал(а): Елена Меркулова Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по темеИ это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|