|
«Белеет парус одинокий...» — разбираем стихотворение (Лермонтов М. Ю.)Стихотворение «Парус» Михаил Юрьевич Лермонтов — наследие лирики романтизма. Написано оно в 1832 году. Тогда будущему великому поэту было лишь 18 лет, и он отчаянно искал свою дорогу в жизни, мечась от филологии к военному мастерству. Михаил, живший с детства в Москве, у своей бабушки, и учившийся тут в университете, решил перебрать в столицу России — Петербург. Однако стать петербургским студентом у Миши не получилось, и вот, в мрачном настроении он пишет письмо Варваре Александровне Лопухиной. С ней он дружил и в нее был влюблён. К своему посланию Лермонтов прилагает стихотворение «Парус», которое, по его словам, написано «на берегу моря». Конечно, «Парус» был написан в северной столице, но точное место написания произведения доподлинно неизвестно. Литературовед Дмитрий Сергеевич Лихачев предполагал, что поэта вдохновил один из дворцов Петергофа — терраса Монплезира. Впрочем, некоторые историки считают, что это лишь один из литературных мифов, и нам доподлинно неизвестно точное место написания «Паруса». Сам поэт, кстати, не относился к своему юношескому произведению серьезно и даже не включал его в собрания своих прижизненных сочинений. Но мы, по прошествии лет, можем судить о простой гениальности поэта, который всего лишь в трех четверостишиях в полной мере передал сомнения своей метущейся души, находящейся на распутье. «Белеет парус одинокой В тумане моря голубом!..» С первых же строк внимание читателя приковано к белой точке в бескрайнем голубом пейзаже. Лермонтов будто бы рисует картину, которую любой может представить себе даже не закрывая глаз. Примечательно, что строчка «Белеет парус одинокий» была позаимствована юным поэтом. Четырьмя годами ранее была опубликована поэма декабриста и поэта Александра Александровича Бестужева-Марлинского под названием «Андрей, князь Переяславский», который был большим поклонником английского поэта Джорджа Гордона Байрона. Ведь именно Лорд Байрон стал проводником романтизма по всей Европе, и именно его образы находят свое живое отражение в лирике раннего Лермонтова, в том числе благодаря Бестужеву-Марлинскому. Однако у Александра Александровича картинки не видим: «Белеет парус одинокий, Как лебединое крыло, И грустен путник ясноокий, У ног колчан, в руке весло». У Лермонтова же сразу яркое противопоставление Паруса и Моря. Антитеза или противопоставление – один из самых любимых поэтических инструментов Михаила Юрьевича, и уже в своей ранней лирике он использует его на славу. Но после яркой картинки и противопоставления Моря и Паруса следуют размышления поэта: «Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?...» Именно так построено это стихотворение. Первые строки рисуют картинку, а далее поэт высказывает свои мысли. Вопросы, которые он поднимает в первом четверостишии «Паруса» явно носят риторических характер. Отсюда и многоточия, которые в данном случая являются авторскими знаками. Умом на эти вопросы явно не ответить, и так мы начинаем понимать, что душа поэта находится в смятении и замешательстве. «Играют волны — ветер свищет, И мачта гнется и скрыпит...» Вновь Лермонтов рисует перед нами картину. На этот раз разыгравшейся стихии. Если в первых строках парус «белеет» на фоне «голубого» моря, то в этом кадре ситуация кардинально меняется. При этом картинка как бы «оживает», теперь мы еще слышим, как «скрыпит» мачта паруса. «Увы! он счастия не ищет И не от счастия бежит!» Завершают четверостишие вновь мысли поэта. Однако на этот раз он как бы резюмирует, к чему ведут порывы души его паруса. Здесь много восклицательных знаков. При этом восклицание «Увы!» говорит о том, что самого поэта несколько разочаровывает такое резюме, и ему самому хотелось бы совсем другой истории. «Под ним струя светлей лазури, Над ним луч солнца золотой...» В последнем четверостишии кадр снова сменяется. Парус победил стихию, и теперь вновь спокойно качается на волнах. «Струя лазури» и «луч солнца золотой» как бы указывают и освещают ему путь. «А он, мятежный, просит бури, Как будто в бурях есть покой!» В последних строках «Паруса» Лермонтов отвергает помощь солнца и лазури. И заканчивает свое произведение оксюмороном, ведь «спокойных» бурь попросту не бывает. Здесь мы видим яркий пример того, когда оксюморон служит не для того, чтобы показать комизм ситуации, а, напротив, говорит о трагедии жизни главного героя. Как видим, Лермонтов, яркий поклонник романтизма в свои юные годы, аккумулировал в одном стихотворении разные приемы для достижения максимального эффекта отстраненности от мира. Кажущаяся простота «Паруса» Лермонтова завораживает нас, его потомков. Обновлено: Опубликовал(а): AnnaBally Внимание! Спасибо за внимание.
|
|