|
Проблема «положительно-прекрасного» человека в романе «Идиот» (Достоевский Ф. М.)Однажды Достоевский увидел полотно немецкого художника "Мёртвый Христос", на котором был изображён Иисус после снятия с креста. На его теле видны следы мук, и кроме названия картины ничто не говорит о том, что это Бог, а не просто казнённый человек. Это полотно стало поводом размышлений Достоевского над тайной воплощения бога в человеке. Как совмещается в человеке начало божественное и человеческое? Этому Достоевский и посвящает роман "Идиот" 1868 г. Зачади, которые поставил писатель перед собой: создать образ положительно прекрасного человека и посмотреть, что с ним произойдёт в человеческом обществе. В черновиках романа Лев Николаевич Мышкин назван князем Христом. Так Достоевский обозначил, что его главный герой насколько возможно схож с Христом, близок к Христу добротой, отсутствием эгоизма, кротостью. Рано оставшись сиротой, князь заболел и был отправлен в швейцарскую клинику. Там он жил, мало общаясь с людьми. В 26 лет после долгого отсутствия, без средств к существованию, с маленьким узелком он приезжает в Петербург, "выходит в люди". Князь оказывается в доме у своих дальних родственников: генерала Епанчина и его семьи; знакомится с тремя дочерьми генерала, в младшую из которых, Аглаю, тайно влюблен помощник генерала — Ганя Иволгин. Попадая в водоворот земных страстей, Мышкин узнает о предстоящей свадьбе Гани с известной петербургской красавицей Настасьей Филипповной Барашковой. Её ещё девочкой сделал своей любовницей богатый помещик Афанасий Тоцкий. Он хочет удачно жениться, а Настасью Филипповну выдать замуж, пообещав большие деньги в качестве приданого (75 тысяч). На Настасью Филипповну положил глаз генерал Епанчин (покупает колье). В Настасью Филипповну влюблен и купец Рогожин, который получил после смерти отца огромное состояние. Князь Мышкин тоже поражен красотой Настасьи Филипповны и тем, как несправедлива ней судьба. На званом вечере у Настасьи Филипповны Рогожин бросает к её ногам огромную пачку денег. Потрясённый Мышкин объявляет ей, что она ни перед кем ни в чем не виновата и предлагает ей руку и сердце. ("Я давеча Ваш портрет увидал, и точно я знакомое лицо увидал, мне тотчас показалось, что вы как будто уже звали меня"). Настасья Филипповна, считая себя грешной, не решается загубить столь чистое существо, как Мышкин. Она бросает в камин пачку денег, привезенных Рогожиным, и предлагает Гане вытащить эту пачку, для которого главное — деньги. Мышкин осознаёт, что с Рогожиным Настасья никогда не будет счастлива, поэтому отправляется за ними, но понимает, что не любит, а жалеет Н. Ф., а Н. Ф. не может отказаться от искреннего Мышкина, поэтому уходит от Рогожина, но возвращается. Постепенно вокруг князя собирается много разных людей (Ипполит, Келлер, Лебедев) и каждый идёт к князю с просьбой, заботой, обращается за помощью. Мышкин стремится помочь им всем, но каждый думает, что Бог послал князя в советчики именно ему. Конечно, князь может жалеть всех, но нужно, чтобы и его кто-то любил и жалел так же бескорыстно и глубоко, но Аглая не может ему простить заботу о Н. Ф., Рогожин ревнует его к Н. Ф., Епанчин относится к князю с подозрением, Иволгин сомневается в Мышкине. Финальные страницы романа приводят к неутешительным выводам: положительно прекрасный человек не сумел никого спасти, даже самого себя, потому что спасти может только Бог, а человек, взявший на себя такую задачу, потерпит крах, у него силы человека, а не Бога. Фактически, князь действительно сделал немного, но у каждого, кто с ним соприкоснулся, остался светлый след в душе, память о том, что человек может быть бескорыстно отдающим себя и, может быть, кто-то из его петербургского окружения сохранит в себе князя Мышкина, может быть, это будет Коля Иволгин, больше всех любивший князя. Достоевский верил, что люди могут быть прекрасны и счастливы не только в иной загробной жизни, но и "не потеряв способности жить на земле". Если люди поймут и увидят, как они прекрасны, наступит золотой век, но писатель понимает, что в одночасье это произойти не может. Необходима огромная духовная работа, глубокая вера, вера в Бога, вера в божеское в человеке. Обновлено: Опубликовал(а): Sebastian Внимание! Спасибо за внимание.
|
|