Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Творческий путь Сергея Есенина. Часть 2. Постреволюционная (Есенин С. А.)

События революции 1917 года сильно повлияли на творчество Есенина. Его мечты о крестьянском рае не воплотились, надежды на социализм не оправдались. Революция наступила именно на ту патриархальную модель бытия, которая по идее Есенина и должна была возобладать в новом мире. Поэт тоскует по этой патриархальной Руси, он видит в ней живое природное начало, противостоящее мертвому «железному гостю» цивилизации. В 1920-м году Есенин проходит путь от печального осознания того, что железный гость приходит в деревню в стихотворении «Я последний поэт деревни» к более острому пониманию этого конфликта в поэме «Сорокоуст».

Поэт приводит метафору противостояния старого мира, воплощенного в молодом и глупом, но живом жеребенке и нового мира, воплощенного стальным поездом. Трагичность этой гонки в том, что она давно проиграна и молодой жеребенок теперь не стоит дороже куска мяса. Есенин как пророк деревни поет сорокоуст — поминальную литургию по старому миру и к нему присоединяется природа и бессильные крестьяне. В 1921 году это ощущение бессилия сменяется отчаянным желанием отомстить в стихотворении «Мир таинственный…». Лирический герой в образе волка — свободного животного загнан в угол охотниками со стальными ружьями. Но как животное в ловушке он бешено атакует, надеясь лишь ранить и укусить побольнее напоследок. «И пускай я на рыхлую выбель упаду и зароюсь в снегу… Всё же песню отмщенья за гибель пропоют мне на том берегу».

В 1924 году Есенин издает книгу «Москва кабацкая», которая демонстрирует духовные метания поэта в период 1920-х годов. Есенин горюет над потерей национального космоса, над собственной невозможностью реализовать себя как поэт деревни, ведь деревни уже нет, над собственным упадком и пьянством. Но в то же время ото всех этих проблем Есенин ищет спасения в это самом пьянстве, в разгуле в кабаке. В его лирике появляется тема хулиганства («Прокатилась дурная слава, что похабник я и скандалист»), как отголосок темы бунта, которой была посвящена поэма 1920-го года «Пугачев». Есенин всегда восхищался сильными бунтовщиками вроде Пугачёва и Махно, он видел у них схожую судьбу, но сам он бунтовщиком не был. Есенин — хулиган, то есть мелкий бунтовщик, не способный ничего изменить, но и не способный смириться. В цикле «Любовь хулигана» у Есенина появляется надежда на отход от хулиганства, надежда найти спасение в чистой любви: «В первый раз я запел про любовь, в первый раз отрекаюсь скандалить…», «Бестрепетно сказать могу, что я прощаюсь с хулиганством.»

В 1923 году Есенин пишет поэму «Страна негодяев», где он осмысляет обстановку в России времен гражданской войны. Нетрудно догадаться, что фаворитом автора из персонажей поэмы является анархист Номах — анаграмма на имя Махно. Есенин наделил его собственными чертами — белокурые волосы, разочарованность в революции. Номах террорист, называющий себя хулиганом: «Мне только осталось — озорничать и хулиганить…» Все остальные — его враги, революционеры, ненавидящие Россию вроде еврея Чекистова. «Вся Россия — пустое место. Вся Россия — лишь ветер да снег.». В конце нет однозначности, ни одна сторона не победила.

Однако лирика Есенина при всем его непонимании революции и тоске по ушедшему миру, в конце концов, не стала антисоветской. Он посвятил целую поэму «Баллада о двадцати шести» смерти Бакинских рабочих и в 1925 году вышла «Русь Советская». В ней лирический герой возвращается в родное село и чувствует, что он в нем теперь чужой, но он понимает, что в этом виноват только он сам: «Но голос мысли сердцу говорит: «Опомнись! Чем же ты обижен? Ведь это только новый свет горит другого поколения у хижин.»» — Есенин смиряется с революцией и с Советской властью. Единственное, чего он не хочет, так это писать для неё: «Приемлю всё. Как есть все принимаю. Готов идти по выбитым следам. Отдам всю душу октябрю и маю, но только лиры милой не отдам».

Свою лиру Есенин утверждает в 1925 году, когда пишет поэму «Анна Снегина». В ней на фоне событий 1917 года поэт разворачивает историю любви двойника самого себя и дочери помещицы. Эта поэма так же не враждебна Советской власти, но и не посвящена ей. Главная тема — это любовь, которая объединяет, не смотря ни на какие социальные потрясения.

В том же 1925 году Есенин пишет поэму «Черный человек». В ней идея раздвоения сознания, изредка проскакивавшая в раннем творчестве Есенина, раскрывается по полной. Лирическому является Черный человек и рассказывает ему про его грехи. Критики считают, что черный человек это альте-эго Есенина, образ поэта-хулигана и пьяницы, который он создавал в 1920-е годы. Так же Черный человек может быть воплощением совести лирического героя. Приход Черного человека тяготит героя, он хочет от него избавиться. Финал поэмы неоднозначен: «Я в цилиндре стою. Никого со мной нет. Я один... И разбитое зеркало...» — то, что герой один может значить, что он сам стал Черным человеком, а значит хулиганское альтер-эго победило. Или победил герой, который навсегда изгнал двойника.

В конце творческого пути Есенин был абсолютно дезориентирован. Преображение Святой Руси, в которое он верил не случилось, он сам вместо пророка стал посетителем кабака, а самое главное, он отдалился от крестьянства, на которое он всегда опирался. Есенин чувствовал себя чужим в России, и чувствовал свою вину за это. В образе Черного человека он наказывает сам себя. В 1925 году Есенин пишет предсмертное стихотворение, оканчивающееся строками: «В этой жизни умирать не ново, но и жить, конечно, не новей.» — Единой точки зрения на самоубийство Есенина до сих пор нет, но учитывая стихи последних лет, можно сказать, что для Есенина смерть была лучше такой жизни.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.