|
По тексту Пришвина «Если хочешь понять душу леса, найди лесной ручей и отправляйся берегом его вверх или вниз» вариант 14 (ЕГЭ по русскому)«Учись у них – у дуба, у берёзы», - в такие строки Фет А.А. вложил особый смысл, призывая читателя набираться благоразумия и опыта у окружающей природы. Аналогичный посыл адресует читателям и Пришвин М.М., в творчестве которого раскрывается проблема влияния сил природы на человека. Так, обыкновенная прогулка вдоль устья ручья превращается для рассказчика в настоящее обретение сакральной мудрости: «Благодаря препятствиям мы создаем свою жизнь: если бы их не было, вода бы сразу же монотонно перетекла в океан, так само как мертвое тело покидает бесполезную жизнь». Метафора, использованная автором в данном отрывке, дает ответ на фундаментальный вопрос – в чем смысл человеческого бытия? Без преград и трудностей наша жизнь становится «бесполезной», то есть пустой и лишенной смысла. Пришвин описывает ручей как живое существо, которое в его понимании является символом человеческой духовности, душевных сил. Во время характеристики ручейка писатель использовал такие средства художественной выразительности как сравнение и лексический повтор: «словно вода мускулы сжала», «струи скручиваются, как мускулы», «будто сжимает мускулы в неотвратимом сражении». В таком описании духовная сила персонифицирована в природной стихии: трудности и преграды закаляют, делают человека более сильным, помогают укреплять «мускулы» изначально беспомощного, слабого духа, предоставляют возможность добиться сокровенной цели – достичь «свободных вод», набраться сил в размеренном разливе. Постепенно следуя за течением водного потока, позиция автора превращается в идею, согласно которой, природа – это учитель, который помогает понять свою душу, воспитывает духовные силы, насыщает внутренним спокойствием, предоставляет нам долгожданный отдых. Умозаключения Пришвина М.М. очень справедливы: для человека природа – это не просто «мастерская», а и учебный кабинет, в котором мы из года в год приобретаем новое понимание смысла бытия. В частности, Толстой Л.Н. в своем легендарном романе-эпопее «Война и мир» не зря акцентировал внимание читателей на уникальном эпизоде «Болконский в Отрадном». Как только князь Андрей приближается к поместью Ростовых, в душе героя уже царит столь знакомое состояние обреченности и уныния. Однако внезапно внимание Болконского привлекает дуб, растущий у тропы: сдается, что всем своим видом дуб согласен с героем безобразием своим морщинистых веток, стойким нежеланием уступить весне, дарующей возрождение и радость. Под покровом ночи князь Андрей слышит поэтические слова Наташи, находящейся этажом выше на подоконнике своей комнаты. Ее восторг от созерцания очарования лунной ночи порождает в душе молодого Болконского первые ростки надежды. Возвращаясь назад по той самой дороге, где не так давно Андрей повстречал уродливый дуб, он видит абсолютно другую картину – от основания и до самой верхушки старый дуб оделся в новую свежую листву. Ничто больше не напоминало о прежнем мрачном старике. Болконский с радостью ощущает: «Жизнь не окончена…». Так само благоприятно природа влияет и на одного из персонажей романа Достоевского Ф.М. «Преступление и наказание». Под конец произведения к Родиону Раскольникову приходит прозрение: в один момент он осознает, насколько удивителен мир. Поле, залитое от края до края солнечными лучами, с темными точками кочевых юрт вдруг открыло ему ценность бытия. Он понял, что всё в нашем мире со времен «Авраама, стад его» только для того и существует, дабы люди могли свободно жить на этой удивительной земле, любя друг друга. Приобретая житейскую мудрость, к каждому человеку приходит осознание, до какой степени сильно природа влияет на каждого из нас. Достаточно просто пристальнее посмотреть на то, что нас окружает: заметить широкую степь, «мускулистый» ручей, «дуб, березу», и наша жизнь наполнится новым, более глубоким значением. Обновлено: Опубликовал(а): deril Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|