|
Футлярная жизнь в произведении «Дядя Ваня» (Чехов А. П.)Понятие футлярной жизни Чехов вводит в одноимённом рассказе и раскрывает с помощью гиперболизировано изображенного образа Беликова. Многократно упоминаются разные футлярчики, чехольчики при описании деталей образа, пальто и калоши, как бы упаковывают в футляр саму человеческую фигуру. Но это лишь внешнее отображение внутреннего футляра мыслей. Беликов является отправной точкой в раскрытии данной темы в творчестве Чехова, которую далее он все более усложняет. В пьесе «Дядя Ваня» сразу несколько героев имеют футлярные черты. Наиболее явная черта присутствует у Серебрякова – его портретная характеристика во многом напоминает Беликова: "в пальто, в калошах, с зонтиком и в перчатках.». Серебряков считает себя несчастным, как говорит про него Астров, «ушёл в подагру и книги». Причем первое является попыткой привлечь к себе внимание, а второе – способом наполнить свою жизнь смыслом. Елена Андреевна – персонаж, в образе которой футляр чем-то похож на описанный Чеховым в произведениях «Дама с собачкой», «Дом с Мезонином» и «О любви». Она несчастна в любви с Серебряковым – она увлеклась им как ученым и известным человеком, однако любовь эта была не настоящая, искусственная. Но органичив себя футляром несчастливой жизни с Серебряковым, она лишает себя счастья любви, например, с Астровым, которым как признается уже при прощании даже немного увлеклась. Однако, одним из наиболее интересных и сложных футлярных персонажей Чеховских пьес является Иван Петрович Войницкий из данного произведения. Его неудовлетворенность жизнью является следствием многих факторов. Он обманулся Серебряковым, человеком, которого он вследствие будет корить за все: и отсутствие понимания предмета, который он «изучает» и за положение – жизнь в имении своей первой жены за недостатком средств, но в первую очередь за то, что этот человек позволил обманутся в нем Войницкому в молодости. Иной футляр Ивана Петровича – его любовь к второй жене мужа своей сестры, Елене Андреевне, любовь к ней делает его жестоким, отчасти желчным, лишает счастья. Отсутствие «настоящей жизни» заставляет Ивана Петровича «жить миражами». В былом он бежал от мира в футляр «схоластики», но разочаровавшись в них, не смог найти себе нового призвания. Невозможность начать жить по-новому это его последний и главный футляр. Весь трагизм его судьбы заключен в фразе из самого первого полилога героев: «Я ночи не сплю с досады, от злости, что так глупо проворонил время, когда мог бы иметь все, в чем отказывает мне теперь моя старость!», только с той оговоркой, что «годы тут ни при чем». Верно замечает его мать, что не былые убеждения сделали его несчастным, а лишь он сам. Итак, в своих пьесах последних лет жизни Чехов развивает взятую им ранее тему футлярной жизни и показывает её в многообразии и расписывает мельчайшие подробности и особенности жизни и взаимодействия таких героев в рамках одной пьесы. Обновлено: Опубликовал(а): Lex.ki Внимание! Спасибо за внимание.
|
|