Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Крестьянские типы в произведении «Кому на Руси жить хорошо» (Некрасов Н. А.)

Н. А. Некрасов, по-своему видел цель поэта. В своём стихотворении «Поэт и гражданин» звучит значимая для всего творчества автора фраза: «Не верь, что не имущий хлеба/Не стоит вещих струн твоих!» — Некрасов определяет себя в первую очередь как гражданина, а значит человека, который видит общество во всех его проявлениях и со всеми его изъянами, не только видит, но и делает всё, чтобы исправить его, показать своим творчеством целостную картину. Оттого не удивительно, что практически главный труд жизни — поэма «Кому на Руси жить хорошо?» — во многом посвящен крестьянской доле и создает многогранный образ крестьянства в пореформенной России. Типы крестьянства автор показывает через образ жизни показанных крестьян, их труд, представление о счастье, через то, как они проявляют себя в тяжелой жизни.

Сам ход сюжета определен крестьянами — семью мужиками из семи деревень, название которых уже показывает нелегкую долю: «Заплатова, Дырявина,/Разутова, Знобишина,/Горелова, Неелова —/Неурожайка тож».

И несмотря на очевидно горестное положение, автор наделяет обычных мужиков философичностью – вопрос о счастье занимает их настолько, что они ставят поиск ответа на него практически целью жизни. Но в то же время Некрасов нисколько не идеализирует мужиков – не забывая, например, об насилии, к которому сводится любой спор в их среде. То же происходит с проблемой пьянства – Некрасов не раз делает на ней акцент, но в то же время оправдывает её: «Нет меры хмелю русскому. /А горе наше меряли? /Работе мера есть?». Однако это показывает скорее общее отношение автора к крестьянству. Так как встречающиеся далее крестьяне являются в некотором роде собирательными образами, более полно раскрывающими отдельные черты.

Условно положительными, по крайней мере по степени читательского сочувствия, можно назвать Якима Нагого, Ермилу Гирина и Савелия. Яким Нагой, появляющийся пьяным, всячески сравнивается с землей: «А смерть придет Якимушке — /Как ком земли отвалится», «Излучины, как трещины / На высохшей земле; / И сам на землю-матушку / Похож он…». Через образ Якима Нагого показано какие несчастья могут выпасть на душу крестьянина – он и тягался с барином в Питере, из-за чего вернулся обратно «как липочка ободранный», и пожар в деревне лишил его накопленных 35 целковых. А в то же время показано как даже среди таких несчастий мужик остается человеком – показано его понимание высокого. Из горящей избы первым делом он достает не результат своей тяжелой жизни, а куда более ценные ему картиночки. Так же в неравную схватку с купцом вступил Ермил Гирин, однако этот мужик показан честным и справедливым, заслужившим уважения, отчего народ не отказал и ему в помощи, а потому мельница была выиграна. Несмотря на практически идеалистическое изображение мужика, автор не переходит в асболют и передает персонажа реалистично. Например, поддавшись упрашиваниям близких людей он поступает не совсем честно, отдавая в рекруты не по заведенному порядку, оставляя вдову без сына. И пусть все закрыли на это глаза, совесть не давала Ермиле покоя, и он сделал всё, чтобы исправить свою ошибку. Но даже такого персонажа в жестоком мире ждет горькая судьба. Будучи отправленным утихомирить бунт, он остается с бунтующими крестьянами, ибо не может бросить их, так как по-крестьянски понимает, что для недовольства определенно есть веские причины. Очевидная развязка — острог. По-своему проявляется бунт в характере Савелия — богатыря святорусского. Для него счастье заключается в том, чтобы не быть рабом. Перенося побои от помещика в крепостнической бытности и каторгу Савелий остается свободным человеком: «Клейменый, да не раб!». При внушительном возрасте и потере сил физических, он остается богатырем нравственно — пусть и ужасную, но случайность — смерть ребенка из-за невнимательности — он не может себе простить и уходит в монастырь.

Противопоставлены данным персонажам раб князя Переметьева и Яков примерный холоп верный. Они намеренно изображены нелепыми и даже в наименованиях показано их рабское положение. Раб князя Переметьева выдает себя больным дворянской болезнью, гордится тем, что вылизывал тарелки и допивал из господских стаканов, что вызывает явное отвращение у нормальных людей. Ещё более глупо показан Яков, который не сумев вынести обиды, повесился назло помещику. Эти утратившие даже имя персонажи утратили и честь, и достоинство. Однако их можно расценивать и как заведомо низких личностей, так и как людей, жестоко изуродованных жизнью при крепостном праве.

Таким образом, Некрасов в своей поэме показывает разнообразный мир русского крестьянства с его низостями и достоинствами. К теме крестьян обращались и в дореформенной России. Так незадолго до поэмы Некрасова выходили рассказы из цикла «Записки охотника» И. С. Тургенева, где так же описывались различные крестьяне. Так, например, в рассказе «Хорь и Калиныч» показан созерцательный Калиныч, еле-еле справляющийся с хозяйством, но преклоняющийся перед барином и патриархальный, по-житейски и крестьянски мудрый Хорь, способный выплачивать по 1000 рублей оброка в год. Главное, что способен передать данный рассказ (и что затем поддержит как основную из тем Некрасов) — что крестьяне в первую очередь личности по-разному представляющие жизни, по-разному в ней существующие.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.