|
Наполеон и Кутузов в романе-эпопее «Война и мир» (Толстой Лев Н.)Роман-эпопея «Война и мир» — одно из величайших произведений Льва Николаевича Толстого, основой которого стала его философская концепция мира, значительное место в которой занимает проблема нравственного идеала. Главными героями в системе образов романа являются Наполеон и Кутузов. Но для Толстого это не только значимые художественно переосмысленные исторические фигуры, противопоставленные как военачальники двух воюющих армий, но и нравственные полюсы романа. По Толстому, нет величия там, где нет «простоты, добра и правды», а потому естественный во всем Кутузов, для которого есть курицу во время Бородинского сражения не стыдно, потому что он сделал все что мог для победы и устал. Не оскорбительно читателю видеть заснувшего военачальника на заседании совета, где все молодые генералы лишь пытаются выслужиться, ищут славы для себя. Мы видим Кутузова бодрым и энергичным, когда он осматривает войска перед сражениями, видит в каком состоянии они и их обувь. Этот старый человек прекрасно помнит не только старых боевых друзей, но даже их слабости. Его любят солдаты потому что чувствуют в нем искреннюю заботу, отеческую любовь. Даже смерть Кутузова своеобразно объясняется Толстым – он считает, что Военачальник выполнил свою миссию и потому вскоре после победы над французами умер. Умение забыть себя, заботиться о других, понимание чувства народа, его духа, умение нести их в себе и есть истинный идеал человека по Толстому. Тщеславный, властолюбивый, словно играющий какую-то значительную роль, Наполеон, уверенный в том, что даже дрожание его левой икры есть высший признак, — отрицательный полюс романа. Лев Толстой считает, душевной подлостью, если человек не пытается изменить свою жизнь, ошибаться, путаться, рваться, начинать сначала и не сдаваться в поисках истины, а потому его лучшие герои, каким является, например, Андрей Болконский — один из главных героев(художественных образов человека, занимающих центральное место в системе персонажей) — находятся на пути душевных исканий, показаны в динамике обретения истины. Автор позволяет им ошибаться, а потому князь Андрей начинает свой путь, тяготея к нравственному полюсу Наполеона, которого он оправдывает на вечере Анны Павловны Шерер, он готов отдать всё за свой Тулон. Миг славы является главной целью его жизни в начале романа. Однако пережив войну и разочаровавшись и в ней, и в эгоистичном поиске славы, Болконский встречает Наполеона лично и чутким сердцем осознает нравственное уродство былого кумира. Он переживает наполеонизм в своей душе, так начинается путь к иному, верному, нравственному полюсу – Кутузову, адъютантом которого Болконский становится на войне 1805-1807. Кутузов пишет старому князю Болконскому письмо, в котором отмечает, что князь Андрей будет офицером из ряда вон выходящим. Честь и достоинство молодого Болконского, присуще ему качества, изначально роднят его с Кутузовым. Яркой иллюстрацией, подтверждающей высокую нравственность князя Андрея, является эпизод, в котором он вступается за капитана Тушина, отстаивает правду, обличая трусость Жеркова, побоявшегося передать приказ. Так в течение романа на пути жизненных исканий от тщеславия Наполеона до естественности Кутузова князь Андрей Болконский наконец обретает истину в добре и простоте, близости к народному духу. Перед смертью он прощает всех, даже тех, кого не мог простить до этого (Наташу Ростову и Анатоля Курагина). Обновлено: Опубликовал(а): Lex.ki Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|