|
Вы здесь: Критика24.ру › Сочинение на свободную тему
Лоббизм как явление политической жизни (Сочинение на свободную тему)Термин лоббизм изначально появился в Англии, однако официально он был впервые использован в США. Точной даты первого официального употребления этого термина нет, по одной из версий он был использован в 1808 г. по другой он был письменно зафиксирован в 1829 г.
Обобщив ряд определений отечественных и зарубежных авторов, можно прийти к выводу, что лоббизм — это право общества и его структур влиять на решения, принимаемые властями. Фактически лоббизм рассматривается как воз-действие заинтересованных групп на политическую сферу общества для того, чтобы реализовать свои экономические, региональные, международные и другие интересы.
Наиболее важными для анализа феномена лоббизма являются такие его составляющие, как субъекты, формы и методы деятельности. Выделяют следующие субъекты лоббизма: «политизированные» группы (представляют бизнес и фактически напрямую участвуют в политике с целью добиться политического влияния), социальные лоббисты (их главной целью является отстаивание интересов различных социальных групп), экономические лоббисты (к ним относятся корпорации и отраслевые комплексы), бюджетная группа (представляет группы населения которые непосредственно зависят от государственного бюджета (например армия), «гражданская» группа (представляет узконаправленные организации, например экологические, молодежные, женские и др.), группа иностранных лоббистов.
Существует два вида лоббизма, прямой и непрямой. В первом случае предполагается непосредственное общение с представителями власти путём проведения встреч, налаживания неформальных отношений и др. Во втором случае на процесс принятия политического решения оказывается давление с использованием общественного мнения. Такой эффект достигается за счёт проведения публичных встреч, сбора подписей, демонстраций и пикетов.
Существует два подхода к правовому регулированию лоббизма: англосаксонский (США, Канада), который предполагает обязательную государственную регистрацию лоббистских организаций и определение границ деятельности этих групп, и континентальный (Франция, Италия и другие), который не имеет специальных нормативных актов для регламентации лоббизма.
На сегодняшний день к лоббизму создалось неоднозначное отношение. Так, например некоторые считают, что лоббизм выступает как инструмент продвижения общественного мнения, помогает обеспечивать интересы меньшинства и помогает продвигать какие-либо процессы и явления в сфере политики. Однако, противники лоббизма отмечают, что с другой стороны, лоббизм может быть использован как инструмент обогащения элит, блокировать необходимые политические решения, продвигать иностранные интересы в ущерб национальным интересам.
Одним из свежих отрицательных примеров лоббизма можно считать ситуацию с новым американским истребителем пятого поколения, f-35 на разработку которого было потрачено колоссальное количество денег. Фактически лобби-стам удалось продвинуть самолёт, который проигрывает своим предшественникам по характеристикам и стоит дороже, что в свою очередь выгодно американскому военно-промышленному комплексу.
Таким образом, лоббизм является действенным инструментом продвижения интересов при принятии решений, однако основная проблема состоит в том чьи интересы продвигаются. Лоббизм на сегодняшний день часто используется не во благо общества, а во благо определённых компаний ради их экономической или политической выгоды, из-за этого к нему создаётся отрицательное отношение в обществе. Обновлено: Опубликовал(а): РусЕгор Внимание! Спасибо за внимание.
|
|