|
Вы здесь: Критика24.ру › Итоговое сочинение (декабрьское)
Гордость и смирение с аргументами из литературы (Итоговое сочинение (декабрьское))Такие нравственные и философские понятия как «гордость» и «смирение» можно воспринимать двояко. Ведь порой гордость в плане собственного достоинства переходит в гордыню. А это качество в библии считается одним из семи смертных грехов. С другой стороны, гордость можно воспринимать как синоним понятия «самоуважение», обладания высокими нравственными ценностями, которые диктуют поведение и выбор человеком поступков. А то, чем именно гордится человек, раскрывается своим отечеством, народом, его историей и культурой-вот достойные грани гордости. А не умеренное хвастовство, зазнайство, неоправданная самоуверенность — это иные отрицательные грани этого качества. Смирение так же имеет две грани. С одной стороны — это обезличивание, рабская покорность, самоуничижение. А с другой-это скромность и осознание собственного несовершенства, стремление к нравственному идеалу. И эта грань смирения способствует самосовершенствованию, движению к идеалу.
Говоря о гордости (или гордыни) мы невольно вспоминаем яркий образ Павла Петровича Кирсанова, представителя «отцов» в романе Тургенева «Отцы и дети». В словах героя, в его образе жизни, поведение, даже одежде чувствуется утонченный аристократизм. Он постоянно и намеренно употребляется в речи выражения, которые подчеркивают его благовоспитанность и утонченность обращения даже в общении с теми, кого он презирает. Нигилиста Базарова раздражает обилие ненужных иностранных выражений, злоупотребляет старший Кирсанов. Павел Петрович искренне считает себя человеком «либеральным и любящим прогресс». Его заумные рассуждения об общественном благе вытекают из самоуважения и чувства долга. На что Базаров едко замечает: «Вы вот уважаете себя и сидите сложа руки; какая же от этого польза общественному мнению». Гордыня постоянно преследует старшего Кирсанова. Его любовь к княгине Р. Была тяжелой, мучительной и вместе с тем унизительной, но Павел Петрович не хочет признаться в этом даже самому себе. Именно гордыня заставляет его смотреть свысока на «лекаришку» Евгения Базарова. Павел Петрович живет словно в футляре. Он боится обнажить перед окружающими свои истинные чувства. Быть может, если бы герой сумел победить в себе это чувство, он стал бы намного счастливее. Гордыня превратила героя Тургенева в раба собственного характера, выдуманного идеала и заложника собственных чувств.
Невероятно тяжела и трагична судьба главной героини рассказала А. Солженицына «Матрёнин двор» Матрёны Григорьевой. Проработав всю жизнь в колхозе за трудодни, потеряв здоровье, героиня Солженицына даже не имеет средств к существованию. Она не заработала пенсии и вынуждена ходить по инстанциям. Матрёна поистине чудесный, добрый и бескорыстный человек. Она смиренно терпит незаслуженные обиды от односельчан, безропотно помогает тем, кто в её помощи нуждается. Окружающие видели Матрёнено одиночество, её горе, ведь она потеряла мужа и шестерых детей. Но никто ни разу не помог ей даже словами. А ведь сами односельчане не гнушались её помощью. Героиня Солженицына готова всем помочь, отдать людям последнее. Несмотря на незаслуженное, недоброе отношение окружающих, героиня не потеряла желания помочь людям. Матрёна причастна ко всему, что происходит в родной деревне. Автор говорит, что его героиня — та праведница, «без которой не стоит ни село, ни город, ни земля наша». Смирение Матрёны — это не рабская покорность, а понимание всей мудрости и сложности жизни. Это умение любить, понимать и прощать.
Всем нам следует научиться различать гордость и гордыню, истинное смирение и рабскую покорность. Именно от этого верного понимания будет зависеть, какой путь жизни вы выберете, как будете относиться к людям и жизненным невзгодам, научитесь ли вы терпению, пониманию и уважению прощать близких людей.
Особое место в Пушкинском цикле «Повести Белкина» занимает образ «маленького человека» из повести «Станционный смотритель» Самсона Вырина. Главный герой исполняет обязанности станционного смотрителя на дальней станции. Он живет бобылем с единственной дочкой Дуняшей. В ней заключено счастье и смысл жизни героя. Но судьба была жестока к Самсону Вырину. Опытный красавец, блестящий офицер Минский влюбляется в дочь смотрителя и увозит её с собой. Для отца Дуняши померкло солнце. Его страдания мучительны. И хотя внешне в семье дочери всё благополучно, она богата и любима, умудренный жизненным опытом, Самсон понимает, что разница в социальном происхождении неминуемо приведёт к трагедии, а Минский рано или поздно бросит Дуню. Страдая из-за того, что он не может видеться с любимой дочерью, Самсон Вырин пытается хоть глазком взглянуть на Дуняшу, но его с позором выгоняют из имения Минского. Герой Пушкина вынужден смириться с тем, что он потерял дочь, но эта трагедия сломала его. Станционный смотритель спивается и постепенно опускается. В конце концов героя Пушкина настигает неминуемая смерть. И хотя герой понимает, что разлука с дочерью несправедлива и негуманна, его вынужденное смирение объяснимо. В его трагедии виноват неумолимый закон несправедливого общества, маленький человек не в силах бороться с ним.
В известном рассказе Максима Горького «Старуха Изергиль» есть две удивительные легенды о Данко и Ларре. Герой первой легенды Данко хочет помочь людям и вывести их из тьмы пещеры к свету. Он разрывает свою грудь и вырывает из неё сердце, пылающее любовью к людям. А неблагодарные люди ринулись на свободу, забыв о том, кто пожертвовал ради них своей жизнью. Высокие нравственные ценности Данко заставили героя забыть о себе, смириться с ожидающей его смертью. И автор безмерно гордится подвигом этого удивительного человека.
А Ларра, герой второй легенды, любил лишь самого себя и презирал людей. Он убил девушку только за то, что она отвергла его. И тогда Боги решили наказать его за гордыню. Ларра не смог приближаться к людям, он вечно страдал и мучился, прося смерти и не получая её. Обновлено: Опубликовал(а): Фора Никс Внимание! Спасибо за внимание.
|
|