|
В чем заключается внутренняя драма героев по пьесе На дне (Горький Максим)В начале XX века Алексей Пешков – писатель, известный нам под псевдонимом Максим Горький, проникся национальным театром и решил попробовать себя в драматическом жанре. Пьеса «На дне» написана им в 1902 году. Она является своеобразным итогом всего босяцкого цикла. «На дне» - произведение философское; её иначе называют вечным диалогом-спором о человеке. Отличительная особенность произведения – так называемый «открытый» финал. Горький не вводит в пьесу однозначного героя-резонёра, тем самым оставляя читателю возможность самому разобраться в правде, о которой спорят персонажи. Поиск правды и веры, выбор жизненного пути – главная тема произведения. В пьесе собраны люди, по разным причинам достигшие социального дна. Их жизнь пуста, об этом говорят сами герои, признавая никчёмность своего существования: «дважды убить нельзя», - с горькой иронией замечает Сатин. Социальный конфликт между обитателями ночлежки и обществом, которое не принимает воров и разбойников, несмотря на стремление некоторых из них измениться и начать вести достойную жизнь, лежит на поверхности. Государство бросило этих «униженных и оскорбленных», и в этом проявляется драматический трагизм пьесы; но внутренняя драма произведения намного глубже, и именно над ней просит нас задуматься писатель. Героев пьесы можно разделить на два лагеря: «мечтателей» и «правдоносцев». Конфликт между ними – один из ключевых, это конфликт убеждений. Правда таких персонажей, как Барон, Бубнов, Сатин, цинична, зла и груба – человек не способен обрести счастье, ибо мир суров, и человеку в нем нет места. «Все люди на земле – лишние…», - Бубнов. Они не тешат себя пустыми мечтами, как делают это Актёр или любительница любовных романов Настя. Дух этих героев не до конца сломлен, ибо они верят. Верят в большую любовь и больницы с «мраморным полом», верят в спасение. Они отказываются принимать жестокую правду, которой покорились соседи-обитатели ночлежки; однако нехватка силы духа и мужества не даёт им продвинуться дальше эфемерных мечтаний. В середине произведения появляется новый персонаж – Лука, добрый, честный, но хитрый старик. Его роль в пьесе неоднозначна. Некоторые критики считают, что он проповедует истинную правду, некоторые относятся к нему, как к лукавому утешителю, дарителю пустых надежд. Оказавшись в ночлежке, Лука успокаивает Анну перед смертью, призывает Ваську Пепла начать новую жизнь в Сибири, а Актёра прельщает фантазиями о бесплатной лечебнице для больных алкоголизмом. Незадолго до финала пьесы Лука таинственно исчезает, но его речи сильно действуют на обитателей ночлежки. Даже «правдоносца» Сатина он заставляет пересмотреть мнение о человеке: «Человек… это звучит гордо!», - вдохновлённо восклицает герой в знаменитом монологе. Таким образом, некоторые герои обретают надежду, решаются изменить свою жизнь. Пример тому – Васька Пепел. Он пытается уйти от жестокой ревнивицы Василисы и уехать в Сибирь с Наташей. Но ему уготована иная судьба – герой попадает в Сибирь, но как каторжник за убийство Костылева. Так в чем же внутренняя драма героев пьесы? Их долгий путь душевных терзаний ни к чему не приводит. Мечтатели не в силах перебороть свой страх перед действительностью и решительно выступить на путь к спасению. Носители правды же, такие как Барон, уже настолько потеряли себя, что не способны увидеть этот спасительный путь. Смог увидеть его лишь Сатин, но скорее всего даже осознание своей беды уже не поможет герою продвинуться дальше слов. Обновлено: Опубликовал(а): C_SH Внимание! Спасибо за внимание.
|
|