|
«Базаров — лицо трагическое» по роману Отцы и дети (Тургенев И. С.)Для многих девушек Базаров стал идеалом молодого человека. Юноши нашли в нём если не учителя, то уж точно пример для подражания. А кто-то увидел в его идеях и принципах целостную, применимую в жизни философию. И действительно, на мой субъективный читательский взгляд, непросто встретить образ более литературный, особенно в понимании глубокой внутренней осознанности и абсолютной мысленной независимости. С Базаровым можно спорить и не соглашаться, а можно верить и внимать, но вне зависимости от чьего-либо отношения, он до самого конца останется собой, возможно первым и последним настоящим “нигилистом”, даже под давлением весьма деструктивных факторов, не изменившим себе, своему внутреннему “я”.
Итак, Евгений Базаров - молодой человек лет тридцати, разночинец. Его отец ныне уездный, а ранее военный лекарь, а мать - пусть и небогатая, но потомственная дворянка. Базаров c рождения одарён по истине острым умом и не менее острым языком, он насмешлив и ироничен. Занимается естественными науками как профессиональной деятельностью. Нельзя не согласиться, что на первый взгляд, это портрет вполне обычного молодого человека с неплохими задатками и большим потенциалом. Если бы не одно “но”: Базаров - нигилист, он отвергает любые признанные в обществе ценности и взгляды, о чём неизменно заявляет в любых спорах и, что главное, сам гордо убеждён в своих взглядах. Безусловно, именно на этом пусть и немом противоречии одного человека и целого общества построены два главных конфликта этого произведения. Первый: “отцы”, в лице родителей Базарова и братьев Кирсановых в общем и Павла Петровича, в частности, противопоставлены “детям” - молодому поколению в лице самого Базарова, Одинцовой и в определённом смысле Аркадия. Важно, что только в случае с Базаровым это противопоставление наиболее прямое, но как бы там ни было, факт в том, что в основе реального столкновения героев лежит отнюдь не только спор людей из разных социальных групп, обладающих разными взглядами, а, как ни странно, именно романтические переживания. Безусловно, дуэль стала для Базарова делом принципа и даже чести. Нельзя сказать, что он в полной мере осознал для себя как истинную причину спора, так и реальную опасность, грозившую тогда его жизни. В итоге, эта ситуация, в которой Евгений сумел сохранить рассудок и самообладание, проявить благородство и твёрдость воли, стала ещё одним мазком в авторской картине его неизменно художественного образа. Второй заключается в исключительной внутренней силе двух взрослых, уже довольно опытных и многое видевших в жизни людей, которые ставят свободу своей личности выше любых других, пусть и возможно гораздо более ценных с общественной точки зрения благ. “Любовь зла. Любить — зло.” — именно так можно описать взаимоотношения и переживания Базарова и Одинцовой. Это книга о переживаниях человека, который абсолютно уверил себя в том, что не может, не хочет, не должен переживать. Особенная, ни в коем случае не злая, а скорее жизненная ирония именно в том, что героем трагического по своей сути романа становится незаурядный человек напрочь отвергающий всё эмоциональное и романтическое. Наверное, именно так и должно быть, ведь, на мой взгляд, литература — это обыденность, но в другом её измерении. Обновлено: Опубликовал(а): Alex Wilson Внимание! Спасибо за внимание.
|
|