|
Вы здесь: Критика24.ру › Лермонтов М. Ю.
Анализ стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива...» (Лермонтов М. Ю.)Первая половина XIX века стала периодом романтизма в русской литературе. В этом литературном направлении выразился духовный кризис целого поколения. Поэты-романтики находились в состоянии острейшего конфликта с пошлым и бездушным обществом, стремились найти свой идеал в природе и на небесах. Однако они не вверяли покорно свои души Богу, а требовали у создателя ответов на вопросы о смысле жизни, цели страданий, стремились определить значение личности. Однако и поэты-романтики не всегда вызывали творца на поединок. Часто небеса оставались единственным источником духовных сил для этих вольных, непокорных, но одиноких людей. Михаил Юрьевич Лермонтов не раз обращался к создателю без вызова и обиды. Христианские мотивы звучат и в «Молитве», и в «Выхожу один я на дорогу». Этими настроениями проникнуто и стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива...». Произведение состоит из четырёх строф, первые три из которых начинаются анафорическим повтором «когда». Он придает речи покой и мелодичность, которые можно сравнить с мерным течением молитвы. Этому же способствует повтор союза «и». В каждой из этих строф автор описывает природу. Как тепло и спокойно становится на душе от наблюдения за этой не каждому доступной мирной жизнью, которую передают олицетворения «слива прячется», «ландыш кивает головой», «ключ играет». Мир в этом стихотворении многоцветен («желтеющая нива», «малиновая слива», «зелёный листок», «румяный вечер», «златой час утра») и многозвучен (лес шумит, ключ лепечет). Он напоминает чудесную сказку. Важную роль играют в этом произведении и синтаксические средства. Нетрудно заметить, что всё стихотворение состоит из одного лишь предложения, которое оканчивается не точкой, а многоточием. Природа столь гармонична, что её описание не может резко оборваться. Анафорический повтор «тогда» в заключительной строфе словно становится ответом на первую часть стихотворения. Здесь описывается душевное состояние лирического героя. Он обретает покой, на земле ему становится доступно счастье, к которому стремятся и от которого бегут поэты-романтики. Лермонтов указывает на божественную природу этого чувства: когда человек видит создателя, ему становится доступна гармония. Обновлено: Опубликовал(а): Esenia Eliseeva Внимание! Спасибо за внимание.
|
|