|
Вы здесь: Критика24.ру › ЕГЭ обществознание
Как написать сочинение или эссе на ЕГЭ по обществознанию? (ЕГЭ обществознание)Я хочу дать вам несколько советов, которые могут сохранить вам ваши баллы! Безусловно, всё мной сказанное будет относиться, прежде всего, к тем, кто усердно и давно готовится к экзамену и может на 33-35 баллов писать часть 1 и с уверенностью справляется с частью второй. Почему именно эту категорию я особо выделяю? Для этой группы выпускников баллы за эссе будут определяющими и наиболее важными в конкуренции с другими сильными учениками при поступлении. Человек, который набирает 25 баллов в части 1, не сможет составить конкуренцию при поступлении на самые престижные специальности. Поэтому, если у вас не получается писать эссе, если оно является вашим самым слабым местом, вам есть смысл попотеть ради этих 6 баллов. Часто можно услышать вопросы: А как написать на 6 баллов? А есть ли клише? А есть готовые эссе? Но все эти вопросы бесполезны, если человек не готовится к экзамену. Не будем рассказывать о всех банальных вещах, касающихся эссе. Критерии вы можете посмотреть в интернете. Но на конкретных примерах постараемся дать достаточно простые и эффективные советы, которые помогут вам в этом нелёгком деле. Главное, что вам надо сделать - перестать писать эссе ни о чём. Проверяющие хотят читать эссе, в которых есть смысл, логическая структура, взаимосвязь между отдельными предложениями и всеми частями. То есть такие эссе, в которых видна мысль, проходящая красной нитью через всю работу. Как это понять? Чаще всего, читая работы, складывается ощущение, что в ней нет ни одной мысли. Вот в абсолютно прямом смысле. И если спросить у автора эссе, о чём написано в его мини-сочинении, он наверняка не сможет дать адекватного ответа. И вот это настораживает больше всего: сам автор не может объяснить, что он хотел сказать. А как оценивать эту работу эксперту? И дело не в том, что автор эссе не знает теорию или не может поднять проблему. Часто ученик не знает, когда, куда и какую теорию использовать. Большинство из вас и так знает о существовании этой проблемы. И она связана не только с обществознанием. Критерии эссе по обществознанию не всегда совпадают с критериями сочинений по русскому, литературе, иностранному и другим предметам. И ученикам, которые готовятся, очень сложно переходить от одних требований к другим. А о тех, кто не готовится, и говорить не о чем. К тому же, как показывает практика, выпускные сочинения по литературе не требуют от выпускников семи пядей во лбу и часто это сочинение подменяется потоком воды, от которого ужаснулся бы самый хороший водопроводчик. А потом этот поток переносится на обществознание с последующим плачевным результатом. Обратите внимание, что где-то 60% получают балл по критерию К1. Лично моё мнение, что это большая недоработка проверяющих экспертов, которые ставят балл хоть за что-то, отдалённо напоминающее тезис или проблему. Но К2 и К3 по максимуму получают в от 20 до 30% сдающих ЕГЭ. А это означает, что ученики просто не понимают, что они должны писать и как они должны это делать. & Так что же сделать, чтобы всё эссе стало осмысленным, цельным и логичным? Мой совет один – надо найти противоречие! Я пришёл к достаточно простому выводу – если человек начинает рассуждать, то он наверняка получает минимум 3 балла за эссе. Но чтобы начать рассуждать, надо понять, о чём рассуждать. А для этого надо найти противоречие в высказывании. И именно из него будет вытекать тезис или проблема. Но вот именно с этим и есть главные сложности. Складывается ощущение, что понятие проблема или тезис не знакомы выпускникам. И этому есть объяснения: проблемы, поднимаемые в высказываниях, не являются для ученика важными или актуальными. По крайней мере, он так думает. Поэтому он и не знает о чём писать. Чтобы понять вышесказанное, давайте представим, что вам нужен очередной новый айфон. Какая проблема перед вами стоит? Явно вы не скажите, что у вас проблема нового айфона, правильно же? А какие проблемы здесь есть: а) Где взять денег на айфон? б) Как убедить родителей дать вам денег на айфон? в) А насколько вам нужен новый айфон, если вы не используйте и половину опций в старой версии? Вот это будут настоящие проблемы. И заметьте, если бы вы подняли проблему нового айфона, то о чём же вы писали? О понятии айфона? Или о чём? Как показывает практика, ни о чём бы конкретном бы вы не писали. Для вас тут не было бы актуальности и злободневности. Но вот стоит поднять проблему поиска денег на новый айфон, и вы сразу же начнёте говорить о том, сколько, где и у кого взять деньги да на каких условиях. И ваше эссе сразу же обретёт форму и смысл. И это именно то, что я жду в ваших работах. Не надо писать проблему государства, семьи, гражданского общества и тому подобного. Нет проблемы понятий, так же как и нет проблемы айфона. Как научиться искать эти проблемы? В жизни вы с ними встречаетесь на каждом шагу: если на улице открытый люк, то это не проблема открытого люка. Здесь можно говорить о безответственности лиц, ответственных за люки, о безразличии людей, неделями проходящими мимо люка, но так и не сообщившими в соответствующие инстанции об этом, о низком уровне жизни, заставляющим людей вытаскивать люки и продавать их, а сборные пункты металлолома принимать явно ворованные люки. Вы можете идти по улице и учиться формулировать проблемы буквально по каждому явлению, которое видите вокруг себя. Давайте на конкретных примерах я покажу, как можно из любого высказывания извлечь противоречие. Ещё раз напомню, что именно оно придаст вашим рассуждениям определённое направление. Очень простой способ найти противоречие – это логически завершить выбранное вами высказывание. Возьмём высказывание Шоу Давайте логически продолжим высказывание Если вы составите это или другие противоречия, то у вас появится более менее цельное рассуждение, которое точно принесёт 1 балл за К1. Я не сомневаюсь, что каждый хоть немного соображающий человек сможет по этой теме дать рассуждения. А если он вспомнит теорию про товары престижного спроса, эффект Веблена, рациональное поведение, то и за теоретические баллы может быть спокоен. 1. Ещё один способ найти противоречие – это постараться переформулировать его в что-то вам знакомое и близкое. Рассмотрим другое высказывание: «Как в человеке, так и в государстве тяжелее всего болезнь, начинающаяся с головы». Конечно, само высказывание достаточно просто для понимания. Его идею можно выразить следующим образом: Дурная голова ногам покоя не даёт либо рыба гниёт с головы. Но здесь нет противоречия, а это означает, что достаточно легко можно потерять второй теоретический балл. Именно для того, чтобы не допустить эту потерю, важно найти противоречие. Допустим, оно может быть следующее: рыба гниёт с головы – это хорошее оправдание для хвоста. То есть сваливать все беды и их причины на государство, политическую элиту – это позиция людей с низкой политической культурой, снимающая с самих граждан ответственность за собственную судьбу. И тогда, с одной стороны, мы можем через функции политической элиты объяснять в чём важность для общества нормального управления, а с другой стороны, мы можем использовать теорию по гражданскому обществу, политическому участию и политической культуре для объяснения механизмов влияния и контроля общества за «верхами». Вот, собственно, в кратком варианте я отметил моменты, на которые стоит обращать внимания. Помните, что если вы не будете тренироваться писать эссе, то его успешное написание на самом экзамене практически равно нулю. Обновлено: Опубликовал(а): Андрей Д Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|