|
17.1 В чём особенности конфликта в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»? (ЕГЭ по литературе)«Ревизор» - реалистическая общественная комедия. Гоголь явился с этим художественным произведением новатором в жанре. Рассмотрим, в чём особенности конфликта в «Ревизоре». Во-первых, в комедии отсутствует столкновение положительных и отрицательных персонажей. Абсолютно все герои в той или иной степени безнравственны. Чиновники уездного города N не только недобросовестно исполняют службу, но и чинят беззакония. Почтмейстер читает чужие письма, Ляпкин-Тяпкин ничего не понимает в судопроизводстве и занимается взяточничеством, Земляника содержит больных в ужасных условиях и даже не пытается их лечить, ведь человек «если умрет, то и так умрет; если выздоровеет, то и так выздоровеет». Чиновничий произвол происходит под полным покровительством городничего, для которого важно лишь, чтобы взятки брались «по чину». В свою очередь Хлестаков «тоненький», «худенький» человек, портрет которого полностью соотносится с его внутренним миром: Иван Александрович слабая личность, «без царя в голове». Художественный образ Хлестакова – воплощение манерности, тщедушия, инфантильности, фантазерства в людях. Позиция персонажа - жить, «чтобы срывать цветы удовольствия» - подчеркивает ничтожность его интересов, бесполезность для общества. Получается, что единственный положительный герой комедии - смех. Драматург направил сатиру против чиновничества, изобразив его гротескно, а также «разом» посмеялся над всем дурным в России. Во-вторых, в комедии можно выделить два конфликта: внешний и внутренний. Первый есть противоборство Ивана Александровича и чиновников города N. Этот конфликт считается мнимым. Хлестакова ошибочно приняли за ревизора и поэтому читатели имеют удовольствие наблюдать смешное поведение Сквозника-Дмухановского, Аммоса Федоровича, Артемия Филипповича, помещиков Бобчинского и Добчинского, перебивающих друг друга, и некоторых прочих. Внутренний же конфликт есть суть комедии, наиболее важен для писателя и состоит в противоречии между образом жизни чиновников и христианскими представлениями драматурга о должном бытии человека. Так, городничий заявляет, что он в «вере тверд», однако религиозность Антона Антоновича напускная. Вместо того, чтобы исправно служить и не нарушать нравственных законов, Сквозник-Дмухановский надеется замолить грехи, поставив самую большую свечку, о чем становится известно из монолога, обращенного к частному приставу в финале первого действия. Следующая сразу же за этим реплика городничего раскрывает безнравственность Антона Антоновича и не может не вызывать смех сквозь слезы: «Да если спросят, отчего не выстроена церковь при богоугодном заведении, на которую <…> была ассигнована сумма, то не позабыть сказать, что начала строиться, но сгорела». В-третьих, любовного конфликта – основы хотя бы для завязки действия большинства драматических произведений – в комедии нет. Интрига между Марией Антоновной, Хлестаковым и Анной Андреевной мало влияет на раскрытие идеи (основной мысли) «Ревизора». Любовный треугольник лишь еще раз подчеркивает комичность и нелепость происходящего: Хлестаков «волочится» то за женой городничего, то за его дочерью, и обе они с радостью принимают ухаживания Ивана Александровича. Возникшая интрига хоть и не является ни настоящим противостоянием, ни основой сюжета, но служит несколько для его развития. Кульминация основной сюжетной линии совпадает с началом этой «любовной истории» и заканчивается чтением письма, адресованного приятелю Хлестакова и попавшего в руки городничему благодаря стараниям любопытного почтмейстера. Антон Антонович вместе со всей семьей уже предвкушал будущую блестящую жизнь в Петербурге под покровительством влиятельного зятя, который даже с Пушкиным «на дружеской ноге» … Таким образом, Гоголь действительно новатор в жанре. Конфликт в комедии сложен, многосторонен и необычен. Обновлено: Опубликовал(а): S_catc4er Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|