|
Можно ли оправдать зло?/Может ли зло быть во благо? (Итоговое сочинение (декабрьское))Добро и зло в реальном мире не диаметрально противоположные понятия, а некое подобие перетекающих друг в друга, не имеющих чётких границ областей человеческой морали. Поэтому для того, чтобы ответить на поставленный вопрос необходимо представить себе гипотетическую ситуацию, в которой зло совершается ради добра, то есть единственное стечение обстоятельств, когда совершение аморального поступка может быть нивелировано благими намерениями. По моему мнению, зло не может быть оправдано, так как аморальными поступками нельзя проложить дорогу к добру. В отечественной литературе можно найти пример персонажей, убежденных в обратном: в том, что цель оправдывает средства. Так, главный герой романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Родион Раскольников создаёт теорию, согласно которой жизнь у ничего не значащих или даже вредных для общества людей можно отобрать, если это приведёт к процветанию социума в целом. При этом себя студент не спешит причислять к людям низшего сорта, а, напротив, возлагает на свои плечи ответственность за общественный прогресс. Но совершенное двойное, кровавое убийство не приводит к благополучию страждущих, а лишь очерняет душу убийцы и усугубляет его и без того затруднительное положение. Таким образом, зло во благо обернулось чистым злом, затянувшим в свои сети и самого убивца, потерявшего человеческий облик. Вопрос определения добра и зла в военное время в своих произведения поднимает И. Э. Бабель. В одном из рассказов цикла «Конармия» - «Гедали» - герой стремится понять, можно ли оправдать братоубийственную войну благой целью – счастливым будущим всей страны? «Революция – это хорошее дело хороших людей. Но хорошие люди не убивают. Значит, революцию делают злые люди», - подмечает Гедали. Он не знает, на чьей стороне правда, не знает, «где революция и где контрреволюция», он лишь знает, что хорошие люди не стреляют. Вне зависимости от того, какую систему координат морали мы выстраиваем, с чей точки зрения смотрим на деяние, общечеловеческие понятия добра и зла остаются неизменными. Зло во имя добра существует лишь до тех пор, пока мы не принимаем сторону противника или же пока не оказываемся на нейтральной территории, где страдают те, кто против воли был втянут в это противостояние. Таким образом, зло всегда остаётся злом, вне зависимости от целей, преследуемых этими средствами. Таким образом, зло никогда не может быть оправдано, так как любое аморальное деяние приводит к торжеству зла и никогда – добра. Руководствуясь благими намерениями, всегда следует выбирать средства достижения цели, согласующиеся с общечеловеческой моралью. Обновлено: Опубликовал(а): Елизавета Цветкова Внимание! Спасибо за внимание.
|
|