|
Драма «Гроза», что она будит во мне? (Островский А. Н.)Драма "Гроза" является одним из самых известных произведений А. Н. Островского. Противоречивость и эмоциональность поступков её героев породили множество интересных мнений критиков и простых людей, порой отличающихся друг от друга кардинальным образом. Некоторые сочувствовали персонажам, некоторые считали их действия опрометчивыми, однако драма никого не оставила равнодушным, в том числе и меня. Так какие же мысли и чувства вызывает это произведение? Ответ на поставленный вопрос так же неоднозначен, как и моё отношение к работе Островского в целом. Наиболее интересным персонажем для меня, вопреки явным акцентам на Катерину, является Варвара, предприимчивая и сообразительная дочь Кабанихи. Обычаи и порядки матери тоже не устраивают девушку, однако её подход к облегчению собственного существования в городе Калинове носит скорее изобретательский, практический характер, нежели романтический:"...я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало...", "...делай, что хочешь, только бы шито да крыто было...". Этими, можно сказать, житейскими мудростями Варвара и привлекает меня. Как мне кажется, эта невинная хитрость, умение обманывать во благо должны цениться куда выше в произведениях, тяготеющих к реализму. Большая часть персонажей, считающихся "жертвами" устоев провинциального местечка, вызывает у меня снисхождение. Слабохарактерные и безвольные, такие люди, как, например, Тихон или Борис не заставляют испытывать сострадание. Сдающиеся под натиском судьбы герои нужны для противопоставления сильным, однако в упомянутых мной напрочь отсутствует сила воли. В отношении Тихона гибель Катерины можно рассматривать не как всеобщую трагедию, а как катализатор спрятанного в глубине души упорства, ведь именно тогда Кабанов осмеливается высказаться матери:"Маменька, вы её погубили!" О положительных чувствах к персонажу не может идти речь, если только чья-то смерть - как страшное из возможных событий - способна заставить его выпрямить спину. Говоря о цельном взгляде на произведение, мне легче склониться в сторону сдержанно-отрицательного отношения. "Гроза", безусловно, поучительное и во многом эстетически красивое (чего стоит одно описание надвигающейся грозы и красот местного пейзажа) творение руки Островского, однако о нём трудно размышлять, ограничиваясь лишь постулатами о нравственности Катерины и внутренней разрухе общества, в котором она живёт. Строгость в делении на положительных и отрицательных героев затрудняет проявление симпатии к ним, и поэтому легче остаться хладнокровным наблюдателем, подмечающим интересные детали, нежели восторженным поклонником. В такие моменты различия между общепринятыми высказываниями и ретроспективными (пусть иногда и резкими) суждениями становятся особенно яркими и значимыми в наше время. Обновлено: Опубликовал(а): Анна И. Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|