|
Эссе «Князь Владимир - палач или святой?» (ЕГЭ по истории)Князь Владимир Святославович - пожалуй, одна из самых спорных фигур, одна из самых противоречивых личностей в истории нашей страны. Удивительно просто, как Владимир, внебрачный сын князя и рабыни, с его-то жестокой молодостью, с его диким языческим прошлым вошел в историю как "святой Владимир" или он же "Владимир Красно солнышко". Жизнь и судьба князя Владимира - это яркий пример того, как из "великого распутника, ненасытного в блуде и пирах" можно превратиться в святого равноапостольного князя, мудрого правителя, любимого и почитаемого потомками. Итак, перенесемся в конец десятого века... Владимир прожил долгую по меркам Древней Руси жизнь и правил довольно длительный срок, на смене десятого и одиннадцатого веков. Восемнадцать лет он был князем новгородским и 37 лет князем киевским. В годы его правления было сделано немало преобразований и самое главное из них - это, конечно же, Крещение Руси. Однако же этот период в нашей истории, наполненный важными государственными событиями, нельзя оценить однозначно, впрочем, как и любой другой период в истории.
Итак, давайте рассмотрим, какой же была Русь к тому моменту, как начал править Владимир? Растерзанная междоусобными войнами, осаждаемая печенегами языческая Русь считалась в те годы европейцами варварской страной и находилась в политической изоляции. Народ был разрознен, социальное неравенство было очень сильным и мешало созданию единой идеологии в государстве. В самом начале своего княжения перед молодым Владимиром Святославичем сразу встал ряд серьезных задач: ему необходимо было усилить княжескую власть, избавиться от варягов-наемников, также важно было создать свое сильное и верное войско, укрепить границы Руси, решить вопрос с государственным устройством, решить экономические вопросы, а именно - организовать сбор налогов. Кроме того, нужно было добиться международного авторитета нашего государства для того, чтобы вести более успешную внешнюю торговлю.
Что же делает князь Владимир? Тот самый князь Владимир, который тратил ранее все силы на свои грабительские походы с варягами-наемниками, начинает свое правление страной с наведения порядка в собственном государстве. Ведь после гибели князя Святослава дань Киеву перестали платить другие народы - и не только дальние вятичи, но и ближайшие соседи - радимичи. В результате двухлетней войны Владимир возвращает вятичей под власть Киева. И уже в 984 году князь Владимир разгромил ополчение восставших радимичей. Еще раньше он покорил себе Полоцкое княжество на Западной Двине. Параллельно князь Владимир заключает мирный договор с булгарами на выгодных на тот момент для Руси условиях.
В 981 году князь Владимир завоевал и западных славян - это были польские города Червень, Перемышль. Таким образом, Владимир значительно расширил территорию своего государства. Итак, Владимиру удалось увеличить территорию Руси, укрепить государственные границы и их оборону, он сумел подчинить своей власти новые восточнославянские племена, но одна проблема оставалась - русская земля все еще страдала от печенежских набегов.
Поэтому на южных границах Руси Владимир приказал построить знаменитые "змиевы валы", которые надолго избавили сотни русских городов и сёл от набегов печенегов.
Теперь поговорим о знаменитых религиозных реформах князя Владимира. Начались они еще в языческий период. В 980 году Владимир провозгласил Перуна главным, верховным божеством и оставил пантеон всего лишь из 6 языческих богов.
А всего лишь спустя 8 лет - в 988 году Владимир принимает христианскую веру, женившись на сестре византийского императора - царевне Анне, и проводит крещение Руси.
Каким же образом? В основном, как и все остальные реформы - принудительно, огнем и мечом. Ведь, как известно, большинство жителей городов и сел не желали принимать новую христианскую веру. Язычество в те годы держалось очень крепко, особенно в глухих деревнях, и христианская вера насаждалась силой. Сотнями сжигались дома жителей независимого Новгорода, не желающего подчиняться Владимиру.
Однако же, оглядываясь на тот период с высоты сегодняшних дней, можно утверждать, что принятие христианства имело огромное значение для всего русского общества: Ведь Крещение Руси это был не просто какой-то религиозный акт, а вполне серьезная государственная реформа, имеющая политическое и экономическое значение. Христианская религия смогла объединить столь разные и разрозненные восточнославянские племена в единый большой русский народ, которым мы сегодня являемся.
С формированием единой государственной религии укрепилась и власть самого князя. В государстве появилась единая - государственная - идеология, стало подниматься и национальное самосознание русского народа. Мы стали нацией.
Положительно, заслуга князя Владимира в том, что он стремился создать государство, которое ничем не уступало бы в те годы развитым феодальным европейским монархиям.
С принятием христианства на Руси стала развиваться в государстве и культурно-духовная сфера. Хотя развитие это опять же шло поначалу в принудительном порядке. Распространение грамотности проводилось силой - забирали детей из семьи и отдавали в учение. В этот же период была создана славянская азбука Кириллом и Мефодием. Стала развиваться фресковая живопись и иконопись. Все это, безусловно, положительные моменты. Но были и отрицательные. Ведь повсеместно разрушались идолы Перуна и других богов, забывались языческие обряды и традиции, а ведь это, как бы то ни было, тоже часть нашей истории и культуры (пусть и варварской) наших далеких предков-славян. Что испытывали люди в годы правления Владимира, можно представить, если вспомнить, как разрушались православные храмы с приходом к власти большевиков в начале 20 века. Развитие культуры и архитектуры в основном происходило за счет простого народа в прямом смысле этого слова. Для этой цели был введен новый налог - десятина. Да, все это были очень жесткие и жестокие меры. Но в конечном итоге они принесли свои плоды. Сильные государства мира практически перестали считать Русь варварской страной и стали воспринимать ее как полноценное и даже почти цивилизованное государство. Можно с уверенностью сказать, что международный авторитет Руси усилился благодаря князю Владимиру.
Сегодня князь Владимир почитается и православными христианами, и католиками одновременно как святой Владимир Креститель. Все его разгульное прошлое "великого распутника", безжалостного убийцы и захватчика забыто. Память народная сильна и в то же время коротка. Да и вообще людям свойственно идеализировать своих правителей. В самом деле какому народу захочется иметь в своей истории большое число тиранов и деспотов? Вот поэтому и князь Владимир вошел в историю как великий реформатор, просветитель, мудрый и патриотичный правитель, укрепивший границы государства. Патриарх Алексий II даже назвал Владимира "духовным вождем нашего народа". Сегодня в России в честь князя построено 10 Владимирских соборов и три православных Владимирских часовни.
Его образ в искусстве сильно искажен и является, скорее всего, собирательным, потому что как-то не вяжется портрет "ласкового князя Владимира Красно солнышко" с летописными сведениями о нем. Прошло не так много времени (в масштабах Вселенной) и уже в 1862 году, спустя всего-то восемь с небольшим веков, в том самом непокорном Новгороде установили памятник великому князю Владимиру с крестом в правой руке. А еще раньше в конце 18 века Екатерина Великая учредила императорский орден Святого Владимира.
Памятники этому правителю Руси и полководцу установлены даже за рубежом. Почитание князя Владимира и сегодня считается спорным и признается не всеми историками. Все его реформы проводились насильственными методами, было пролито много крови и разрушено много устоев и традиций. Всегда ли, стремясь к новому, нужно с кровью отрезать старое? Правда ли, что цель оправдывает средства? Вероятно, именно такой мотив был главным для Владимира. Как бы то ни было, всех своих целей он достиг и в историю вошел великим правителем. Плохим ли, хорошим ли - это как посмотреть. Но великим - это бесспорно. Обновлено: Опубликовал(а): Филологиня Внимание! Спасибо за внимание.
|
|