Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Рецензия на книгу Марии Кикоть «Исповедь бывшей послушницы» (Сочинение на свободную тему)

Закрытые социальные институты всегда порождали интерес, как порождает интерес всё таинственное и запретное. Монастырская жизнь с её строгим уставом, скрытая за высоким забором, возбуждает любопытство и дает почву для слухов и предположений. Более того, монастыри как оплоты Церкви часто подвергались критике и нападкам со стороны светского общества. Чего стоит только «Монахиня» Дидро – эпистолярный роман, носящий явно антиклерикальный характер.

Однако нельзя сказать, что институт Церкви безупречен, а жизнь монашеской общины – это образец смирения и человеколюбия, напротив, закрытость порождает вседозволенность и безнаказанность. Иногда напряжение за высоким монастырским забором достигает критической массы, прорывается наружу, и в свет выходят книги о страстях, кипящих в тесных кельях.

Об одной из этих книг, а именно о книге Марии Кикоть «Исповедь бывшей послушницы» и пойдет речь.

Монахи и монахини ассоциируются у большинства с аскезой, строгостью и благочинностью, но всегда интересно узнать о жизни в монастыре из первых уст: о быте, распорядке дня, о том, чем живут и дышат люди, оставившие мирскую суету и посвятившие себя Богу. Мне тоже было интересно узнать о жизни современных монахов и монахинь, поэтому узнав про книгу «Исповедь бывшей послушницы», я сразу начала ее поиски.

Повествование ведется от первого лица, что не удивительно, ведь это автобиографическая проза, можно сказать, мемуары. Сразу хочется отметить, что книга вскоре после выхода в свет произвела эффект разорвавшей бомбы: одни обвиняли автора в клевете, называли произведение пасквилем, порочащим честное имя Церкви; другая часть читателей указывала на то, что безупречен только Бог, а мы все люди грешные, и негоже закрывать глаза на грех, даже если он происходит в святой Церкви.

Мне книга показалась очень искренней. Я не увидела в ней фальши, желания очернить кого-либо, или, напротив, обелить себя. Перед глазами читателя проходит нелегкий путь молодой женщины, ищущей себя. Возможно, пережив какой-то душевный кризис, Мария решила найти ту отдушину, благодаря которой она смогла бы примириться с окружающей действительностью. Автор не скрывает, что в православие она пришла не сразу, сменив перед этим несколько духовных практик. Приняв для себя христианство как наиболее подходящую религию, Мария со страстью неофита бросается в церковную жизнь, порой путая православных с сектантами. Чего стоит только ее приезд к «старцу», интересующемуся интимной жизнью молодых женщин и девушек и всех без разбору благословляющих на монашеский подвиг.

Из рассказа Марии видно, что стремление уйти от мира в монастырь было не чем иным, как сиюминутным порывом. Не было длительных раздумий, стремления узнать жизнь и быт современных монастырей, - Мария руководствовалась лишь убежденностью в необходимости монашеского подвига, почерпнутой из книги «Лествица» Иоанна Лествичника, написанной в VI веке. Позже автор называет эту книгу «проклятой», не понимая, что виновата не книга, а нежелание критически соотносить написанное много веков назад с современными реалиями.

Попав в монастырь в качестве послушницы, Мария не понимает и ужасается творящимся там порядкам. Примечательно, что автором не скрывается ни название монастыря, ни имена сестер и настоятельницы. На мой взгляд, это положительный момент, ведь только в полный голос говоря о бесчинствах, происходящих где-либо, можно добиться изменений, пусть и не мгновенных. В описываемом Черноостровском монастыре царит гнетущая атмосфера наушничества, строгой аскезы, культа настоятельницы, которая сама себя называет «старицей». Плюс ко всему устав монастыря не предполагает наличия личного времени у сестер, - весь распорядок дня посвящен молитве и тяжелой физической работе.

Автор описывает быт монастыря и его предместий (в частности, фермы, обеспечивающих общину продуктами питания) как максимально закрытую от внешнего мира. Жизнь за стенах монастырских представляется не только греховной, но и опасной. Насельницам всячески внушается, что отказавшиеся от подвига монашества обязательно гибнут в миру, либо становятся глубоко несчастными. Однако назвать счастливой жизнь в описываемом монастыре очень сложно, хотя, по словам самой Марии, есть два монастыря: один для паломников и спонсоров, другой – настоящий. Первый поражает заново отстроенными колокольнями, отреставрированными кельями, ухоженными клумбами и многим другим. Но какова истинная жизнь обитательниц монастыря среди этого рукотворного рая, никому невдомек.

Автор покидает монастырь после произошедшего с ней несчастного случая, воспринятого окружающими как попытка суицида. Примечательно, что несмотря на постоянное психологическое насилие, у автора, как и у большинства других членов общины, не было желания покинут монастырь.

Книга заканчивается возвращением Марии в мир. Печально, но из рьяной христианки автор «Исповеди» превратилась в атеистку. Разочаровавшись в институте монастырской жизни, она перенесла весь негатив на саму религию и свою веру в Бога. Нельзя осуждать её за это, т. к. вера или неверие личное дело каждого. Просто это еще раз указывает на ее неуверенность в выборе духовного пути. Однако несомненно стоит отдать дань мужество этот женщины, которая смогла пройти до конца этот тяжелый путь, и не только пройти, но и рассказать о нем миру. Книгу «Исповедь бывшей послушницы» должны прочесть не только женщины и девушки, мечтающие стать сестрами во Христе, но и церковное руководство, чтобы современные российские монастыри из женских колхозов, как их иногда называют, превратились в оплот милосердия и христианской любви.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.